Пора открыть рот

11 марта 2015

«Как отстоять свой дом без оружия» – с такой темой пресс-конференции выступил в Перми Олег Шеин, депутат Астраханской областной Думы,куратор проекта «За справедливость в ЖКХ» партии «Справедливая Россия», член комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в ГосДуме.

Олег Шеин в свое время был автором альтернативного проекта «Жилищного кодекса». Сегодня он продолжает заниматься темой ЖКХ.
«Можно понять, почему эта тема всегда из самых болезненных, - говорит Олег Шеин, - низкое качество услуг при постоянно растущих ценах стало уже нормой.
ЖКХ – это гигантские деньги. Речь идет о пяти трлн рублей, которые ежегодно получают с населения страны за коммунальные и жилищные услуги. Это «Эльдорадо», «золотой дождь». Поэтому постоянно возникают новые вызовы, которые требуют нашей оценки, мобилизации, активной работы с людьми».

Капремонт
  Закон о капремонте - одна из главных тем последнего года,-  говорит Олег Шеин.
   - Государство обещает к 2045 году, можно сказать, уже не в этой жизни, отремонтировать дома. Если капремонт рассчитан на тридцать лет, а у нас планируемые сроки – три года, то за это время мы отремонтируем максимум девять %, а платить надо всем сегодня. «Львиная доля» жителей этих денег просто не увидит. Я убежден, что этот фонд постигнет судьба накопительных пенсий.
В этих обстоятельствах мы вообще выступали против этого налога. За границей ни одной подобной аналогии нет.
    Пока такой ФЗ существует, выход только один –не перечислять деньги региональному оператору, а открывать спецсчет; можно без создания ТСЖ, при любой форме управления домом. Накапливаем деньги, самостоятельно выбираем подрядчика, списываем деньги на то, то нам нужно сделать.
В Астрахани мы добились, чтобы у нас были депозитные счета. Открыли летом, там у нас было примерно девять % годовых, инфляция оказалась больше, -  никто не мог этого предполагать в июне месяце. Но договариваться с банками можно.
   В Пермском крае существует подход, который учитывает интересы населения в вопросе перехода с модели «общего котла» на спецсчет.
Но если в целом по стране на это дается срок в два года, то в Пермском крае только 6 месяцев. Не все этим правом успеют воспользоваться. И как раз моя задача пребывания здесь заключается в том, чтобы пообщаться с жилищниками-активистами, чиновниками, научить пользоваться тем инструментарием, который дает законодательство.

«Энергопайки»
    -Год назад одним из серьезных вызовов была тема инициативы Правительства России по введению так называемых «энергопайков». Власть предлагала – 50 кВт оплачивать по некой фиксированной цене, а все остальное – по цене свободного характера. И в ряде регионов эти пайки успели ввести. Например, в Нижегородской области, где в результате этого стоимость электроэнергии вдвое превысила стоимость по нормативу. И, кстати, такой практики за рубежом тоже нет. Там наоборот – чем больше потребляешь, тем меньше платишь.
Мы тогда отработали механизмы взаимодействия с нашими коллегами из других регионов. Через коллективные обращения, через письма солидарности, круглые столы мы смогли заставить Правительство отложить это Постановление. Но в 2016 году вопрос опять будет в повестке дня.

ОДН
  - В январе этого года вступило в действие Постановление Правительства, предполагающее, что по тем домам, где нет домовых приборов учета, нормативы на отопление будут повышаться по модели – на десять % в январе, на десять в июле, на двадцать % в январе 2016 и на двадцать в июле 2016 года. Рост нормативов только по теплу  - на шестьдесят % за полтора года! Это непосильно.   
    Мы всегда выступали за то, чтобы ставить счетчики на места общего пользования, датчики движения, как в Европе сделали еще после войны. Человек зашел в подъезд  - свет включился, зашел в квартиру - выключился. Но это же не выгодно нашим ресурсоснабжающим организациям! Они пробили другое решение – ставить домовой прибор учета.
Счетчики показывают объем потребления по дому, и получается, что все равно есть несправедливость и за кого-то платят соседи. Люди готовы платить разумные суммы, но если они видят расходы на ОДН, сопоставимые с их потреблением, у них пропадает желание платить. Появляется огромная «дебиторка»,  начинаются «варварские» методы взыскания, отключения, выселения и т.д.
Вторая проблема – кассовые разрывы, потому что не все платят в один и тот же день.  
   
Ваш губернатор Виктор Басаргин, кстати, предложил снять расходы за домовые нужды с плеч населения, хотя проблема не решена. Наша позиция в том, чтобы «в корне» пересмотреть ситуацию по ОДН.  
    Должно быть, как во всем мире – счетчики на квартиры, счетчики на места общего пользования. В Астрахани ОблДума поддержала нас и направила такого рода Постановление в адрес Правительства России. Пока результата нет, но наша задача – скоординировать это в целом по стране. Если люди сами еще к этому подключатся, то у  нас будет целевая какая-то линия.
Я как раз здесь для того нахожусь, чтобы такая координация возникла. Это не первая моя поездка в регионы, где мы формируем общественное движение,  обмениваемся опытом. Не нужно обращаться к губернатору или писать в Москву, а можно просто через решения собрания с опорой на стандартизированные практики добиться результата. Это не фантастика.
   За границей никаких домовых приборов учета нет по определению. Там есть домовладелец – его предки построили дом в XIXвеке, и он сдает квартиры в найм. Он является, например, контрагентом для какого-нибудь парижского водоканала, собирает деньги со всех пользователей и расплачивается с поставщиком. А если кондоминимум - «конда», то каждый платит сам за себя.
   В Астрахани я общался с беженцами из Луганска. Они очень удивлялись этим расходам на ОДН – ничего подобного у них не было. Ситуацию надо менять и у нас, чтобы никакой дополнительной платы для населения не было.
 
Лицензирование УК
  -Лицензирование, на мой взгляд, очень опасная и очень болезненная тема. Под «соусом» наведения порядка происходит попытка монополизации рынка, предпосылки для коррупции.
С 1 апреля запрещено непосредственное управление своим домом, когда люди решением собрания собственников дома могли сказать: «у нас не будет коллективной ответственности, мы будем платить каждый сам за себя». 
    Лицензирование предлагает механизм, монополизирующий рынок, когда количество управляющих компаний УК будет сокращаться. Это повлечет за собой рост цен.
   Например, в Нижнем Новгороде, который является таким анти экспериментальном в плане ЖКХ  городом в стране, есть двести ТСЖ, старых кооперативов,  и за их пределами всего пять УК.  В ТСЖ плата за кв м – 10-12 рублей, а там, где УК  - 25 рублей. Там, где мало УК, нет конкуренции – там монополия и рост цен для собственников.  
   Вся суть этого закона в том, чтобы в любое время можно было лицензию отнять. Если в обслуживании дома выявлены какие-то нарушения, к которым может «придраться» жилищная инспекция, то данная УК лишается права работать. Но эта управляющая компания могла только «вчера» прийти, а до этого дом тридцать лет обслуживала какая-нибудь муниципальная компания – для инспекции это не важно.
    Но самое интересное даже не в этом, а в том, что если у компании доля таких домов, к которым жилищная инспекция имеет претензии, составляет больше пятнадцати % от обслуживаемого фонда, то компания лишается лицензии. Жители этих домов лишаются права работать с данной фирмой. После этого «приходит» муниципалитет и сам назначает компанию, заключает договоры  и т.д. Это та же «жэковская» система, но с одним отличием – те компании были муниципальные, был политический фактор – было с кого спросить, если что. А здесь получается, не избираемые власти будут нам назначать частные компании. Это дорога совершенно коррумпированная с точки зрения управленческой.
   Люди вместо того, чтобы распоряжаться своими деньгами, лишатся этого права, и мы свои деньги отдаем на откуп чиновничеству. Мы считаем, что нечего государству вмешиваться в распоряжение чужими деньгами. Пусть оно для начала научиться делать так, чтобы бюджет не разворовывался. И когда оно нам покажет примеры своей эффективной работы, мы, можем быть, доверимся, их муниципальным «жэкам», когда они возникнут.
   Мы выступаем против этого закона, потому то он повлечет за собой жилищные конфликты, но пока у нас недостаточная скоординированность и по этому вопросу.
  Но он будет неизбежно в повестке дня и потребует общественной реакции. Мы хотим собрать 90 подписей федеральных депутатов и обратиться в Конституционный суд РФ с целью проверки некоторых положений этого самого закона.  Я думаю, то в марте мы это сделаем.

«Двойные квитанции»
В настоящее время принимаются поправки в Федеральный закон, предполагающие, что если в одном и том же доме на протяжении квартала прошло два собрания с противоположными решениями, то разрешить конфликт интересов должна жилищная инспекция, выступив в роли некоего рефери, медиатора. Пригласить к себе стороны, изучить протоколы. Но тут возникает следующий вопрос – а кто будет контролировать контролера?
   Нужны реальные переговорные площадки, хорошо структурированное жилищное движение.  У нас в Астрахани я являюсь руководителем рабочей группы по вопросам ЖКХ при губернаторе. Мы регулярно проводим собрания с участием ресурсоснабжащих организаций, жилищной инспекции, министерства. Мы совместно рассматриваем возникающие проблемы, даем рекомендации, которые могут очень не нравится и «ресурсникам», и чиновникам. Но поскольку у нас 1200 домовых Советов – это серьезный политический фактор, с которым власть не может не считаться.
Контролировать можно только тогда, когда есть живое, реальное движение снизу. У вас в Законодательном Собрании нет фракции «Справедливой России», а без депутатского корпуса работа затруднена.  Я думаю, что мы можем обмениваться информацией, давать юридические сводки по вопросам ЖКХ в сми. И тогда граждане будут понимать, как они смогут защитить свои права. А интерес к тем медиа, которые будут им помогать, будет выше, так как это будет не просто средство массовой информации, а средство просвещения.


Сети олигархов
Еще одна из ключевых проблем ЖКХ, актуальная для всех городов России - монополисты-ресурсники, которые повышают тарифы, но не ремонтируют сети? На тот вопрос у Олега Шеина нет однозначного ответа…
  - Абсурд получается – там, где может быть конкуренция – управление домами, обслуживание домами – там насаждают монополии. Хотя какое их «собачье дело», какой дворник около нашего дома подметает, а там, где речь должна идти именно о монополии -водоканал, теплосеть, - там отдают в частные руки путем концессионных соглашений, продаж и т.д.        
  Видимо, у нас есть только один выход - пройти через то, через что прошли другие страны – например, Латинская Америка. Там также сначала продали все сети, а потом власти стали их снова национализировать. Другого выхода нет. Это политический вопрос, но мы к этому придем неизбежно. Другой вопрос –с какими потерями придем, и кто опять будет платить за строительство и ремонт того, что останется после наших олигархов.
    Тот же Виктор Вексельберг десантировал  через «Единую Россию» в минрегион господина Чибиса и он сейчас активно переписывает законодательство под Вексельберга. Именно он был инициатором упразднения непосредственного управления.
    Таким образом, голосуя за «Единую Россию» мы голосуем за приватизацию коммунального хозяйства, за сокращение зарплат в здравоохранении, за двойное сокращение в этом году ассигнований в дорожный фонд, за «Закон Вексельберга» – чтобы, например, он получал возмещение за потерю своих вилл на о.Сицилия из-за санкций и т.д.

Про Луканина и «сотоварищи»
«Вы, наверное, знаете, что у нас были инициированы уголовные дела в отношении ряда управляющих компаний, которые подозреваются в хищениях. В связи с этим упоминается имя Алексея Луканина..» - напомнили журналисты о том, что под прикрытием мандата от «Справедливой России» долгое время вел свою бурную деятельность депутат ЗС Пермского края и его «сотоварищи». Олег Шеин открестился от бывших одно партийцев.
 -Указанный гражданин с 2011 года членом нашей партии не является. Наши дороги разошлись сразу после выборов в ГосДуму. И я думаю, что они правильно разошлись.
Я надеюсь, что в будущем, в парламенте Пермского края, наша партия будет представлена достойно.

Напомним, Алексей Луканин и Александр Морозов, экс-чиновник пермской мэрии, осужденный за мошенничество, контролируют более 70 % рынка ЖКХ Пермского края.

ЖКХ в наших руках
   -Мы настроены на то, чтобы менять социальное законодательство в пользу людей, но это реально лишь тогда, когда люди сами не сидят на месте. Когда общество стоит на коленях с закрытым ртом, с ним ни в одной стране мира власть считаться не будет.  
   Сегодня страна входит в сложное экономическое пространство и вопрос,  какой будет экономика, зависит, в том числе, и от общества. Кому придется «затянуть пояса», а кто не хочет их затягивать и будет продолжать «шиковать» за наш счет. Необходимо заставить власть плотно сотрудничать с социальным движением, как это происходит во всем мире, менять политическую повестку.
   Мировой опыт показывает, там где общество не спит, там, где люди готовы к социальному действию, там все получается. Несмотря на то, что есть партия власти и с ней трудно бороться, у нас есть опыт эффективной работы и в оппозиции.
   Я надеюсь, то моя поездка сюда также позволит усилить координацию между пермским социальным движением, «Справедливой Россией», и нашим движением в целом по стране.

 

№6 (121) от 9 июля