«Валера – это история уральского кино!»

6 февраля 2019

Ушел из жизни известный пермский кинооператор Валерий Горшков. Но осталось запечатленное время в его документальных фильмах, сюжетах о Перми и крае, истории, промышленности, культуре, об уникальных людях и событиях.

     Валерий Иванович Горшков родился в 1940 году в Перми, тогда город Молотов. Несмотря на то, что еще со студенческой скамьи Пермского политехнического института он увлекался киносъемкой и участвовал в создании киножурнала «Политехник», работать по призванию сразу не получилось. Молодой специалист устроился конструктором на Пермский телефонный завод. Но вот уже вскоре на предприятии появилась любительская киностудия. Долгие годы был Горшков был и руководителем киностудии Пермской областной станции юных техников.

Илья Папулов, главный архивист отдела научно-справочного аппарата Пермского государственного архива социально-политической истории:
   -
В советское время очень хорошо была поставлена работа с молодежью по продвижению технических средств. Это было техническое просвещение, которое имело воспитательные функции. Конечно, была какая-то идеологическая установка, но главное, что это отвлекало детей от улицы, давало возможность приобщиться к интересным профессиям.
   Когда Валерий Иванович этим занимался и руководил, там был очень высокий уровень создания этих фильмов, и они пользовались успехом. Вот грамота за 1964 год, которая как раз об этом говорит.


     Илья Папулов показывает грамоты, благодарности, уникальные фотографии, видеокассеты. Все это было передано Валерием Горшковым в государственный архив.



Илья Папулов

   - Видеокассеты с сюжетами, посвященными различным аспектам жизни Пермского края, были переданы в 2002 году. Там есть видеофильмы по истории пермского трамвая, станции Пермь II, Треста№14, кадры кинохроники Перми, Березников и других городов Пермской области.
    В 2010 году Валерий Иванович передал нам еще текстовые документы, почетные грамоты, фотографии с разными известными людьми. Вот например, с Иннокентием Смоктуновским.

Они вылетали на север Пермской области для съемок документального фильма «Седой Урал». Смоктуновский принимал в нем участие.
     Вот на съемках фильма о жизни моряков речного флота. Фотографии сделаны на палубе одного из пассажирских пароходов пермского речного флота. Он очень много ездил по краю, особенно по северу, снимал фильмы о горно-добывающей промышленности. А вот с Игорем Кио…  


    На этой фотографии Валерий Иванович в качестве добровольного помощника оператора на съемках фильма «Приваловские миллионы» в 1970 году, который снимали на Свердловской киностудии. Тогда он еще не был штатным сотрудником корреспондентского пункта Свердловской киностудии.

     В 1972 году Валерий Горшков устроился на должность ассистента кинооператора пермского корреспондентского пункта Свердловской киностудии. Снял более 200 киносюжетов для киножурналов «Советский Урал», «Новости дня» и «Россияне» о работе промышленных предприятий и транспорта, развитии сельского хозяйства, о культуре, например, пермском балете и руководителе Пермского хореографического училища Людмиле Сахаровой.
     Валерий Иванович был оператором на съемках многих документальных фильмов, создаваемых Свердловской киностудией: «Новогодний календарь», «Пермская лениниана», «Сага о консервной банке», «Пусть меня научат», «Фестиваль Чайковского», «Слово о Парме», «Дягилевские чтения», «Уралкалий», «Камо грядеши», «Плоты-гиганты».
     В 1979 году Горшков окончил ВГИК по специальности «Оператор кино и телевидения». После этого был принят в члены Союза кинематографистов СССР. Конечно, ему повезло, что это в это время в стране был расцвет жанра документального кино. И у него была возможность набираться опыта и операторского мастерства.

Илья Папулов:
    - Документально кино снимали во всех регионах Советского Союза. Тогда ведь не было интернета. И узнать что-то интересное о жизни людей в разных уголках страны можно было как раз из таких фильмов и сюжетов. Все это показывали во дворцах культуры, иногда такие фильмы демонстрировали перед какими-то киносеансами. А на общесоюзном телевидении транслировали «Новости дня», киножурнал «Советский Урал».
    Раньше оператор был на вес золота.
А Валерий Иванович был признанным специалистом в подготовке таких материалов. Он не раз получал награды, благодарности за операторское искусство в советское время и в постсоветский период.


     После распада Советского Союза документальное кино и киножурналы переживали нелегкие времена. Сократилось финансирование, уменьшилось количество выпусков, создание киножурналов признавалось ненужным и убыточным. В 1997 году Пермский корреспондентский пункт Свердловской киностудии был ликвидирован. Валерий Горшков перешел на работу оператором на Пермскую киностудию «Новый курс». В 2002 году он вышел на пенсию, но принял участие в съемках еще нескольких фильмов этой киностудии, - рассказывает Илья Папулов.
      «Несколько лет назад его истории легли в основу книги «Приключения «такелажника». Устные рассказы Валерия Горшкова, кинооператора и весёлого человека». Там запечатлена жизнь за кадром официальной кинохроники. «Валерий Горшков в душе поэт», — говорит про него автор книги Владимир Киршин», - напоминает зрителям и читателем «Пермская синематика» в связи с печальным событием.
    Друзья, коллеги, ученики скорбят об уходе Валерия Горшкова. Он умер 11 января после тяжёлой болезни. Ему было 78 лет.

Павел Печенкин:
   «
Умер Валерий Иванович Горшков, старейший член Пермского отделения Союза кинематографистов России, многолетний корреспондент киножурнала "Советский Урал".
    Остроумный, неунывающий человек, благодаря которому Пермская область осталась на кадрах кинохроники.
    Его сюжеты, снятые на 35-мм пленку, все более востребованы с каждым годом. Любой кинодокументалист поймет меня. Спасибо тебе, Валерий Иванович».

Макеранец Владимир
«
Валера это история уральского кино! Светлая память».

Сергей Лепихин:
   «В 2002 году Валерий Иванович Горшков благословил меня на съемку документального цикла "История пермского кино в лицах". Спасибо тебе, дорогой друг, за поддержку».

Геннадий Шеваров: 
   «Седьмого января мы еще сумели немного поговорить с Валерой...Восьмого утром я написал неумелые стихи, посвященные ему, под впечатлением этого разговора. Его жизнь и работа- прекрасная страница Свердловской киностудии... Всегда буду помнить нашу совместную работу над в киножурналах "Советский Урал" и "Большой Урал", над документальными фильмами. Низкий поклон».

Дмитрий Горшков, сын, телеоператор:
   - Первая командировка, в которую я с ним поехал, была в 1984 году, я только закончил 2 класс. Пять дней мы плыли на сухогрузе Волгодон-237, который вез калийные удобрения. Маршрут у нас был от Перми до Горького, и отец снимал там сюжет про орденоносного капитана этого теплохода. Тогда я, конечно, был под сильным впечатлением. Фантастика совершенно!
     Киносъемка того времени мне вообще каким-то «космосом» казалась. Потому что тогда они снимали на кинопленку. Это огромное количество чемоданов, ящиков, коробок; штативы, оптика, камера. Все это было сложно, тяжело. Нельзя было, как сейчас, приехать, достать камеру, микрофон и работать. Если это интервью, надо было отдельно заказывать съемочную группу со Свердловской киностудии, чтобы они привезли с собой синхронный магнитофон, чтобы писать звук. Это целое приключение. А так киносъемка без звука шла, озвучивали уже потом. И вот с этим оборудованием куда угодно: хоть в хореографическое училище, хоть на дно шахты спускались. Я многое с ним повидал.
     У отца было какое-то невероятное количество знакомых по всей Пермской области, потому что он объездил ее всю. Постоянно в командировках. Специфика работы была такая, что очень часто он сам искал темы, готовил тексты, сам договаривался. Он сам себе режиссер был во время работы в корреспондентском пункте Свердловской киностудии. Но не просто начальник, а организатор всего процесса, - оператор, корреспондент, продюсер, как сейчас бы сказали, вплоть до того, что в последнее время и сам водителем был. На своем УАЗике по этим дорогам…Иногда весь день надо было добираться, как до Березников, например, или еще куда-нибудь подальше. Не легкая это была работа. Оставил он здоровье там…Но это было делом его жизни.   
      Я, кстати, никогда не думал, что займусь операторством, пойду на телевидение. Сначала на телекомпанию «ВЕТТА» самостоятельно устроился, чему-то начал там учиться. После этого на ГТРК «Вести-Пермь» много лет работал. А потом в телекомпании ЮГРА в Ханты-Мансийске. Так вот совершенно все спонтанно как-то получилось. А может, и нет. Конечно, я на отца всегда ориентировался…

№4 (99) от 16 мая