Занавес

9 ноября 2017

Тело пермской художницы-сценографа было найдено в ее квартире в мумифицированном состоянии. Носит ли смерть криминальный характер, кому и зачем понадобилась эта жертва, до сих пор не выяснили следователи.

Одна дома
    Труп женщины обнаружили в квартире дома по ул.Пушкарской Мотовилихинского района г.Перми после того, как один из соседей почувствовал невыносимый запах и сообщил участковому. Вскрыли жилое помещение и… ахнули. На полу, рядом с балконной дверью, лежало уже даже не тело, а мумия хозяйки квартиры Людмилы Евстратовой, 1959 г.р.!
    К тому времени уже несколько лет о ее судьбе никто из ее близких ничего не знал.

Марина Дюкова, сестра:
    - Мы не общались с 2007 года. Она сама приняла такое решение. Если раньше я еще получала информацию о ее творческих успехах из газет, от общих знакомых, то в последнее время о ней вообще не было ничего известно. Осенью 2014 годамне звонили из УК «Мастер комфорта», сообщив, что у нее долг по квартире, обещали принять меры. Но я не смогла ее найти. 

      Труп был обнаружен в апреле 2016 года. А до этого произошла стремительная смена собственников квартиры. 1 марта был зарегистрирован переход права собственности от муниципалитета к Евстратовой, так как квартира не была приватизирована. 15 марта был заключен договор купли-продажи. Доверенность на совершение сделки, а также на получение денег и права расписаться за нее в их получении от этого же числа выдана некоему Э.Ю.Токареву, который сначала, 22 марта, оформил квартиру на себя, а потом собственником стал А.Б.Котельников.


Юлия Базанова,
адвокат М.А.Дюковой:
     - Токарев - бывший сотрудник органов, в январе 2003г. подозревался в мошенничестве по п. «б» ч.3 ст. 159 УК РФ; вторым подозреваемым в этом деле был тот самый Котельников, «купивший» квартиру  с трупом Евстратовой.

     Еще раньше, в октябре 2015 года была выдана доверенность риэлтору С.В. Толстиковой для представления интересов по приватизации квартиры с допиской - «получить договор соцнайма» (нотариус Е.Г.Андреева). В декабре 2015 г. тем же нотариусом заверена еще одна доверенность на Толстикову, В ней доверитель тем же чужим почерком вместо «Анатольевна» написала «Николаевна». Потом исправлено.

 

Марина Дюкова:
     - В каком состоянии Людмила должна была быть, чтобы забыть свое отчество? Она же умница была, блестяще образованная, профессиональный художник…А здесь как будто старушка какая-то полуграмотная писала. Не ее это почерк, либо… ей совсем было плохо.

     Получается, что лишая себя единственного жилища, Евстратова зачем-то использовала два образца почерка, не похожих на ее собственный, подписала  договор с ошибкой (вместо 2016 г.– 2014 г.),  нелепо делегировав покупателю (Токареву) свои основные права продавца: получить за нее деньги и расписаться в их получении, что позволяло купить у нее квартиру, не передавая ей денег?
   По официальной оценке, данная трехкомнатная квартира стоила 2 млн. 617 тыс. рублей, но была давно не ремонтирована. Из-за задолженности по оплате отключены все коммуникации. Поэтому трудно сказать, могли ли ее купить за указанную цену. В дальнейшем Токарев сообщит следователю, что передал лично в руки Евстратовой 1 млн 900 тыс. рублей, а продал своему знакомому Котельникову за 1 млн 950 тыс. в тот же день, когда был обнаружен труп!.     

      На следующий день Марина Дюкова вместе со своим сыном снова пришла в родительскую квартиру.

Марина Дюкова:
   - При входе в подъезд нас обогнал мужчина. Сначала мы не обратили на него внимание, но потом увидели, что он решительно идет к нашей квартире. Увидев навесной замок (повесили после вскрытия), развернулся и спустился обратно, нам навстречу. Сын спросил, кто он такой, и что ему нужно. Тот ответил, что родственник. Я сказала: «Это мы родственники: я сестра, это племянник. А Вы кто? Муж?». Ответив, что не муж, он быстро ушел.

 Так кто это был? Если законный собственник, то почему так спешно ретировался? Или понял, что труп обнаружен?

Бездействие
     Вскоре сделка с Котельниковым была расторгнута. И Токарев снова стал собственником.

Юлия Базанова:
    -Не исключено, что Котельников чего-то не знал, никогда не был в этой квартире, а когда узнал про труп, то поспешил отделаться от этой истории.

    Для того, чтобы разораться во всех обстоятельствах смерти Людмилы Евстратовой, нужно было сразу оперативно и качественно проводить необходимые действия, - уверена Юлия Базанова. Следователь СО по Мотовилихинскому району г.Перми СУ СК РФ по Пермскому краю Артем Бурайкин начал с того, что осмотрел труп  без участия судмедэксперта.

Из жалобы адвоката:
     «Бурайкин не обеспечил геномную госрегистрацию трупа и его идентификацию; объективно не подтвердив личность Евстратовой;  возможно, своим бездействием навредил Дюковой. Для качественного выполнения экспертиз необходим качественный материал, поэтому сотрудники СКР обязаны знать и выполнять требования нормативных актов о сборе объектов и пр. для нужд экспертов. Осматривая мумифицированный труп без судмедэксперта, лично заменяя его, Бурайкин нарушил требования Порядка о действиях судмедэксперта на месте происшествия.

     Описывая труп, Бурайкин отмечает: «кожные покровы с признаками глубокой гнилостной трансформации, местами до полного разложения тканей». Эти признаки соответствуют давности наступления смерти в несколько месяцев. Но в заключении СМЭ нет такой формулировки, и это позволяет предположить давность около месяца.
      Мумификация - сложный процесс сухого гниения,  когда при определенных "пустынных" условиях (сквозняк, высокая температура и низкая влажность) обычное гниение прекращается, и труп высыхает. Для мумификации необходимы предпосылки - смерть в состоянии резко выраженного истощения от заболеваний и лекарств (онкология, алиментарная дистрофия и др.), от голода и т.д.  Естественное почти полное высыхание трупа наступает в период от 6 до 12 месяцев. Если же процесс начался после продажи квартиры  и произошел примерно за 40 дней (с 15 марта до 25 апреля), то должен быть вызван введением каких-то препаратов, ускоряющих мумификацию, т.к. сырые и холодные климатические условия ранней весны в г. Перми не пригодны для естественной мумификации.
     В нарушение Приказов, судмедэксперту не была предоставлена копия протокола осмотра места происшествия, а также иные сведения, относящиеся к предмету экспертизы. Хотя там почти нет значимой информации: следователь не отразил обстановку рядом с трупом, в карманы вообще не заглянул; не конкретизирован "беспорядок"; конечно же, отсутствовали деньги, которые Евстратова  будто бы получила за продажу квартиры; объяснения родственников и соседей не содержат информации, значимой для судмедэксперта, а должны.
      Дальше проверку проводил старший следователь А.И.Абдулов, который 05 мая 2016 года вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти Евстратовой по ч.1 ст. 105 УК РФ. При этом в материале проверки имеется заключение СМЭ без судебно-гистологического исследования, которое обязательно в 100% экспертиз. Имеются лишь "следы гистологии".
     В итоге, не установлены ни давность, ни причина смерти. Несмотря на эти грубейшие нарушения, с принятым решением соглашается заместитель руководителя СО И.А.Казанкин.

Юлия Базанова:
     -  Согласно Инструкции о безвестном исчезновении граждан,  отсутствие оформленной пенсии, приватизация и стремительная продажа квартиры при этих странных доверенностях, однозначно должно было стать поводом для возбуждения уголовного дела по факту смерти Людмилы Анатольевны Евстратовой по п.п. «в,д,ж,з» ч.2 ст.105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, с особой жестокостью, группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений).
      Согласно п. 3 ч.1 ст. 91 УПК РФ, следователь вправе задержать лицо,  в жилище которого обнаружены явные следы преступления. Однако у нового собственника квартиры -  преуспевающего бизнесмена  Э.Ю. Токарева - даже не спросили, откуда в его квартире мумия бывшей хозяйки; почему она продала свое единственное жилье и была истощена на момент смерти; когда он последний раз видел ее живой и почему продал квартиру с трупом и имуществом покойной?

      Не добившись возбуждения уголовного дела по убийству,19 июля 2016 года Дюкова обратилась в полицию с  заявлением о мошенничестве. 19.08.2016 года в возбуждении уголовного дела отказали, но после обжалований и длительной нервотрепки 20.12.2016 года дело наконец-то возбудили. Токарев допрошен как свидетель, а подозреваемый на протяжении всего расследования именовался «неустановленным лицом». Производство по делу неоднократно приостанавливали. При этом так и не была дана юридическая оценка многим обстоятельствам, например:
- переходу права собственности на квартиру, взаимосвязи с гибелью Евстратовой (не изучены обстоятельства ее смерти, причины истощения (это невозможно в квартире с водой и продуктами) и при отсутствии обращений за помощью);
-действиям сотрудников управляющей компании (почему именно накануне сделок они стали искать М.А.Дюкову?);
-действиям нотариуса Андреевой, обязанной проверить личность гражданина и подлинность документов. От ее имени удостоверены за 2 месяца 2 доверенности от лица, которое в 55 лет ошибается в своем отчестве, с почерком на все 80 лет;
-действиям сотрудников администрации (по сути была похищена муниципальная квартира);
-действиям сотрудников Регпалаты, не усомнившимся в законности доверенностей и договора купли-продажи, где неверно прописан год - 2014, а ссылки на договор приватизации в 2016 г. 
     Адвокатом были поданы жалобы на бездействие должностных лиц – следователей СКР. 20 сентября 2017 г. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти Евстратовой отменено, но дальше опять тишина, хотя 30-дневный срок дополнительной проверки истек. 08.10.2017 г.также отменено постановление следователя МВД о приостановлении предварительного расследования по факту мошенничества.

Перфекционистка
      
С самого детства Людмила была любимицей родителей, - вспоминает сестра.  Способности проявились рано. После школы она поступила в училище на специальность «художника-оформителя». В 1991 окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (ныне Санкт-Петербургская театральная Академия) по специальности «театральная техника и оформление спектакля». Член Союза художников и Союза театральных деятелей России.
    Работала в театре Евгения Панфилова, в Пермском институте искусства и культуры, в Пермском театре оперы и балета им.П.И.Чайковского.

Галина Силина, экскурсовод Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского:
   
- Людмила Евстратова начала работать в театре в цехе росписи тканей.  Работа над разработкой орнаментов, умение украшать костюм, мастерство, полученное в цехе росписи, пригодилось при создании костюмов. Ей нравились работы художника Татьяны Бруни, эскизы которой хранятся в музее театра. Первые эскизы Людмилы были выполнены в стиле Бруни. Её костюмы выглядят законченными, полностью детализированными, что сейчас бывает очень редко. И художники, которые затем приступали к изготовлению этих костюмов, уже не ломали голову, какая нужна отделка и какой орнамент. Для театра это очень важно. После окончания института она стала работать с Кириллом Шморгонером, который в то время в театре был главным балетмейстером. В музее хранится очень красивый костюм из спектакля "Шахматы".

     Но и создания эскизов театральных костюмов Людмиле Евстратовой было мало. Она занимается живописью, графикой, создает статуэтки. Сотрудничала с галереями «Анна», «Окарина», «Наследие» Санкт-Петербурга, участвовала в ежегодных Арт-салонах г. Перми, в международной театральной выставке в Праге – «Квадриеннале 99». Ей были созданы графические композиции на темы мифов Древнего Египта: «Nymphaea Lotus -цветок Изиды », «Египетские ночи, «Цветок Осириса», воспевающие красоту и поэтичность мифа, после работы в театре над спектаклем «Жизель», «Пер Гюнт», «Бахчисарайский фонтан» появились серии «Ориенталии», «Жизель», «Мифы Норвегии».
     «Все великолепие образов создаваемых театром воплощается в графических и живописных композициях со своеобразным ритмом, роскошной декоративностью, утонченной пластикой линии.
   «Мир как осуществление красоты» - так было сформулировано ее творческое кредо в области сценографии на международной театральной выставке в Праге - «Квадриеннале-99». Поиск абсолютной красоты, гармонии, попытка соизмерить жизнь с течением всеобъемлющей гармонии, наполненность жизни красотой, сопричастность вселенскому совершенству, глубокое переживание эстетического притяжения мира и являются смыслом, движущей силой и основным мотивом творчества»,
- пишут о работах Евстратовой критики.

Марина Дюкова:
    - Это был человек невероятно требовательный к себе, и к другим. Она не прощала ошибок никому. Была очень гордой, никогда не просила помощи. И осталась совсем одна: без родных, без друзей, коллег…Мне страшно даже представить, что с ней произошло.  Если это было преступление, то виновные должны понести наказание. А я просто хочу, чтобы о ней осталась добрая память, как об очень талантливом человеке, посвятившем всю свою жизнь без остатка искусству.

      Реальность оказалась совсем не такой, как мир художницы, полный красоты, сказок, любимых образов и сюжетов. Она оказалась не готова к этой жизни, не сумела смириться с несовершенством окружающих ее людей, не смогла защитить себя. Она выбрала одиночество и затворничество, но вряд ли могла предположить, к какой трагедии это приведет. 

Людмила Евстратова (из интервью «КП» в Перми»):
     - Особые картины в моей коллекции – образы в серии «Ангел златокрылый пусть приснится мне». Я считаю: они свидетели духовного пути человечества. Ангелов у меня всегда девять. Даже если какого-то из них купят – дорисовываю до девяти…

                                                                                            Оксана АСАУЛЕНКО


 

№8 (93) от 5 октября