Остаться в живых

5 февраля 2020

Такая задача каждый день стоит перед жителями поселка Мулянка, которые преодолевают железнодорожные пути. Не всем это удается. Люди гибнут и становятся калеками. Но безопасного пешеходного перехода в нужном месте так и нет. Чего еще дожидаются местные власти, собственник дороги, контролирующие органы?

Не одна беда
     
В тот день, в конце сентября 2019 года,  Сергей Ш. работал у себя в гараже, когда прибежали перепуганные соседские мальчишки. Там…там тетеньке ногу оторвало…она кричит, мы боимся подойти», - сбивчиво начали рассказывать они. Сергей сразу понял, в чем дело. Произошла очередная трагедия на железнодорожных путях, которые проходят прямо около его дома.
«Я прибежал. Нога оторвана. Вызвал скорую помощь. Пока ждали, наложил жгут, дал обезболивающее…»
     Ольга, так зовут пострадавшую женщину, сейчас находится в больнице, поэтому поговорить с ней не удалось. Но соседи рассказали, что в ее семье это не первая беда. Еще не прошло и года, как насмерть сбило поездом ее мужа. Сама женщина теперь инвалид. Оказалось, что такие ЧП в поселке происходят с пугающей регулярностью.

Сергей Ш.:
   - Просто не все афишируется, становится публично известно. Но постоянно кого-то сбивает. За последние годы я не знаю, сколько уже случаев было.

    Дело в том, что все социально важные объекты, в том числе школа, детский сад, сельская участковая больница, полиция, библиотека, почта, магазины, банк отделены от большой части жилого сектора железной дорогой. Ежедневно, а то и по несколько раз за день, жителям приходится через нее переходить. А тут оживленное, практически круглосуточное движение и остановки пассажирских и грузовых поездов, электричек.

Сергей Ш:
    - Поезд стоит с двух сторон – обойти невозможно.  Вот люди и перелазят: кто-то оттуда, кто-то отсюда. Утром я ребенка на машине отвожу в садик, а если бы пешком ходил, то не знаю, как мы бы добирались. Бабушку мы тоже возим, иначе никак -  она плохо ходит. А сколько таких стариков. У нас аптека ближайшая в Лобаново, и им надо туда ездить.

Татьяна, местная жительница:
    - Бывает, что электричку объявят на один путь, а она приходит на другой, и тут же поезд стоит или подъезжает. Человеку приходится перебегать. Был случай, когда моя мама шла, а сзади нее три женщины. И электричку объявили. Они побежали. Двое из них упали, третья начала им помогать, и тут же поезд поехал. Они только чудом спаслись. Это очень страшно!

     На станции две платформы. Но на какую именно необходимо подойти пассажирам, непонятно. При объявлении о прибытии электрички пассажиры, имеющие билеты с «обратом», не знают, куда бежать. Половина стоят на одной платформе, половина на другой, между ними - товарняки. Куда придет пригородный поезд – никто не знает. А безопасный пешеходный переход  находится  почти в 500 метрах от платформ! Добежать туда и вернуться за считанные минуты?
    
Сам поселок Мулянка растянут вдоль железной дороги более, чем на 3 км. Чтобы дойти до переезда, где оборудован пешеходный переход, жителям с одной стороны надо преодолеть расстояние более 2,5 км, с другой – около 1 км. А тротуара нет. То есть идти надо снова по путям или по оживленной автомобильной трассе. Зимой с колясками, санками вообще не проедешь, - говорят жители.
     Совершенно абсурдная ситуация, которую, тем не менее, никто не может изменить. Почему вопрос безопасности проживания людей на территории так и не решен? А их желание защитить свои права встречает такое противодействие?

Не положено
     
В 2018 году после обращения жителей сотрудники Пермской транспортной прокуратуры совместно с представителями ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), собственником ж/д путей, провели выездное обследование и установили, что пешеходный переход на станции Мулянка, исходя из интенсивности движения поездов, от 101 до 200 ( 77 поездов в нечетном направлении и 75 – в четном), должен иметь категорию не ниже второй. Что подразумевает - настил, ограждение, указатели, плакаты, а также наличие автоматической сигнализации, сообщающей о приближении поезда.
     «По вопросу невозможности использования оборудованного на станции наземного перехода через железнодорожные пути вследствие длительной стоянки грузовых поездов сообщаю, что данные факты нашли свое подтверждение и свидетельствуют о нарушении ОАО «РЖД» требований законодательства, обеспечивающих безопасное и качественное оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом», - сообщил в ответе заместитель транспортного прокурора Е.В.Баяндин.
    
При этом было установлено, что остановка грузовых поездов производится с нарушением Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ. В исключительных случаях, когда этой стоянки все-таки не избежать, грузовой поезд должен быть расщеплен и для пассажиров сделан проход. В нарушение этих правил «РЖД» останавливает грузовые поезда с перекрытием пешеходного настила без выполнения обязательной расцепки вагонов для прохода пассажиров.
     Данные действия «РЖД», выразившиеся в необеспечении безопасного выполнения операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц, образуют состав административного правонарушения: оказание населению услуг ненадлежащего качеств, или с нарушением установленных законодательством требований. В связи с чем было возбуждено дело об административном правонарушении. В адрес начальника Пермского центра организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции управления движением ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений. Четыре диспетчера привлечены к ответственности.
     Пешеходные переходы на разных уровнях (мосты, тоннели) обустраиваются при интенсивности движения поездов свыше 200-сот. Поэтому в данном случае нет возможности обязать «РЖД» построить такие сооружения, - сообщает прокуратура. Но жители с такой позицией не согласны. Они продолжают писать и настаивать на своих требованиях.
     24 мая  2019 году, после многочисленных коллективных обращений граждан, пермский транспортный прокурор обратился в Пермский районный суд с иском в суд о возложении на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать пешеходный переход в разных уровнях через железнодорожные пути станции с ограждением, зонами накопления пассажиров и другими обязательными требованиями.

Суд в свою пользу
      
Согласно информации, предоставленной в суд ОАО «РЖД», интенсивность движения поездов  на данном участке – 150 единиц в сутки, пешеходов -  120 человек в час. Место расположения пешеходного перехода именно там, где удобно пассажирам и жителям, было определено в сентябре 2014 года ОАО «РЖД» и местной администрацией. Но так как в этих границах останавливаются грузовые поезда, то фактически свободный и безопасный переход через пути невозможен, как уже выяснила прокуратура. Необходимо устранить нарушения.
    К началу судебного заседания у ответчика, видимо, никаких обоснований своей позиции не было. Но благодаря тому, что суд откладывал разбирательство по существу, аргументы появились. Так, 26 июня 2019 года состоялось совещание у главного инженера железной дороги ОАО «РЖД». Из протокола следует, что собственник принял решение вообще ликвидировать переход на станции, а тот, который на переезде, оборудовать необходимыми средствами технической защиты. По информации, озвученной в суде, станция Мулянка входит в перечень объектов, выделенных для отстоя подвижного состава и временного размещения отставленных от движения поездов. Теперь там уже можно останавливать товарняки.  
     Таким образом, ОАО «РЖД», вместо того, чтобы устранить выявленные нарушения и не останавливать грузовые поезда на станции, мешая проходу людей, или расцеплять вагоны, как это положено, а также обустроить пешеходный переход на станции Мулянка по 2 категории, решило проблему просто: вообще исключить его из маршрута. Это дало возможность суду указать в своем решении, что в настоящее время, с августа 2019 года, «организация движения и стоянки поездов исключает посадку/высадку пассажиров пригородных электропоездов на островную платформу, что не требует перехода пассажиров через железнодорожные пути <…>».

Надежда Д.:
  
 - По какому-то роковому стечению обстоятельств, как будто назло жителям Мулянки, в марте 2019 года сгорел вокзал на станции. И уже к судебному заседанию представители ОАО «РЖД» разобрали островную платформу на станции и перенесли ее. Формально посчитав, что  пассажиры будут стоять по разные стороны: одни едут в город, другие -  обратно. И никуда переходить не надо. Но на самом деле теперь вообще сложилась ужасная ситуация, при которой пассажирам приходится перебегать с одной береговой платформы на другую, потому что не всегда понятно, на какой путь придет электричка. Объявляют прибытие за секунды. Возможности воспользоваться безопасным пешеходным переходом в таком случае нет. Раньше на станции был вокзал. Здесь покупали билеты, ждали поезд, и перегораживать пути между вокзалом и электричкой РЖД не имело право. Теперь вокзала нет,  билеты продают только в электричке, переход загорожен.


   
    В судебном заседании был рассмотрен «Акт определения места пересечения железнодорожных путей в поселке Мулянка Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района» от 20 мая 2019 года. Его приняла комиссия в составе представителей ОАО «РЖД», министерства транспорта Пермского края, а также замглавы Лобановского сельского поселения Евгения Пономарева. Ни представителей инициативной группы жителей, ни прокуратуры, ни каких-либо независимых экспертов, специалистов не было. И вот эта комиссия, посовещавшись на месте, составляет странный документ. В нем по сути проблемы нет практически ничего. Указывается, что есть пешеходный переход на переезде, там есть настил, освещение; «на глаз» определена видимость подвижного состава на участке. По скорости и интенсивности движения поездов и пешеходов есть расхождения с информацией, предоставленной ОАО «РЖД» в суд. Рекомендуется: продлить пешеходные дорожки, опять произвести расчет интенсивности, разместить знаки и указатели. О переходе, которым все пользуются, речи нет вообще. Документ однозначно составлен в поддержку позиции ОАО «РЖД». При этом в суде администрация Лобановского сельского поселения, выступая третьим лицом, поддерживала исковые требования прокуратуры. То есть прямо противоположные!

Надежда Д.:
    - Этот Акт нельзя считать нормативным документом, а, может, и вообще документом. Создание комиссии, ее состав, права и обязанности участников, их полномочия, ознакомление с решением комиссии на законодательном уровне никак  не урегулированы. Кто его принимал, кто уполномочил этих людей, каким образом была создана комиссия? А самое главное, как жители должны ознакомиться с этим «документом». Все эти вопросы я задавала транспортной прокуратуре, но не получила ответа.

      В ходе судебного заседания жители заявили ходатайство о том, что этот Акт был принят без учета их интересов, составлен очень узким кругом лиц и не может являться компетентным заключением для решения вопроса. К тому же Акт от 2014 года, где представители РЖД обозначили два перехода, никто не отменял. Обращение подписали более двухсот человек.

Анастасия Н.:
   - Пользоваться указанной в акте «пешеходной дорожкой», оборудованной на железнодорожном переезде, жителям крайне не безопасно, так как вдоль автомобильной дороги не предусмотрены пешеходные дорожки, освещение, и жителям, в том числе и детям, приходится добираться туда по самой оживленной в поселке Мулянка автомобильной дороге. Особенно тяжело в данной ситуации пожилым людям и маломобильным гражданам. Дети, мамочки с колясками, пожилые люди, дачники со своими сумками, должны перебежать на другой путь через железнодорожный переезд, который находится в полукилометре от посадочных платформ.

    Организация пешеходных подходов к переезду - это ответственность органов местного самоуправления Пермского района и Лобановского сельского поселения. На это ранее указывала прокуратура и подтвердил суд.  Администрация заасфальтировала-таки дорогу от железнодорожных путей, как и «РЖД»,  - во время рассмотрения дела в суде. Но не от пешеходного перехода, за который они ратуют вместе с ОАО «РЖД», а от того, на станции, которым сами же пользоваться запрещают. Где логика?


     Судья Пермского районного суда О.Г.Дружинина, несмотря на явные неустраненные в ходе рассмотрения дела по существу противоречия, отказала  в удовлетворении заявленных требований. Пермский транспортный прокурор Сергей Шутов, который и подавал иск в интересах жителей поселка Мулянка, не стал обжаловать решение. На свое обращение жители получили ответ от заместителя председателя Правительства Пермского края Алексея Чибисова от 13 сентября 2019 года, в котором он сообщает, что на решение Пермского районного суда подана апелляционная жалоба. Но жалоба не была подана!
    Решение вступило в законную силу, что сильно затруднит дальнейшую борьбу жителей. ОАО «РЖД» использовали эту ситуацию в свою пользу. Во время этого процесса они устранили выявленные нарушения еще по решению суда от 2013 года, приняли нужные локальные акты, привели документы в соответствие и т.д. Подстраховали себя со всех сторон и получили именно то, что они хотели.
     Еще до обращения в суд, жители вели переписку с инстанциями по вопросу выделения средств на строительство пешеходного перехода за счет средств бюджета. Так, решением Земского Собрания Пермского муниципального района  от 27.09.2018 годы был утвержден «Генеральный план муниципального образования «Лобановское сельское поселение». В соответствии с которым определены: организация двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и уличной сети п.Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции «Мулянка» с проектным периодом 2020 год.  Но в бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не предусмотрено финансирование данных мероприятий. Обращение к главе Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района Андрею Кочкину результата не принесло. Был сделан запрос губернатору Пермского края в связи с тем, что строительство разноуровнего пешеходного перехода возможно также за счет средств федерального бюджета. Министр транспорта Пермского края Николай Уханов ответил, что нужно проработать вопрос по поиску источников финансирования, так как внесение данного пункта в генплан обуславливает возможность строительства…
    
Анастасия Н.:
   - Мы находимся так близко  от города, а такое чувство, как будто в глухой деревне живет. Никто нас не слышит. Вокзал сгорел, новый не строят, газа нет, больницы тоже, магазинов нет продуктовых, которые уже есть и в самых отдаленных территориях. У нас даже аптеки нет! При этом сюда едут молодые семьи, все с детьми, дают землю для многодетных. Но у местной администрации никакой заинтересованности в развитии  нашего поселка нет. Ничего для нас не делают. Друг на друга перекладывают ответственность, и все. Но хотя бы безопасность обеспечили. Чтобы не боялись детей из дома отпускать. Чтобы по ночам не просыпаешься от ужаса после очередного ЧП…

    Сколько их еще случится, никто не знает. 23 августа 2019 года было вынесено решение суда, а меньше, чем через месяц произошла трагедия с Ольгой прямо на глазах ее маленького сына…

«Детского травматизма -0»
    
Старики, маломобильные граждане, дети – особая группа риска. Одни, даже в случае опасности, могут просто не успеть перейти дорогу, а другие – наоборот, беспечно перебегают туда-сюда и тоже рискуют. Есть школьный автобус, но дорога может быть не почищена, или ударит сильный мороз, и он уже не поедет. Да и уроки не всегда по расписанию начинаются и заканчиваются.

Екатерина, ученица:
    - Много времени занимает, если обходить. А потом еще до школы сколько идти. Я не перелажу под поездами, обхожу, но не до переезда. А если стоят поезда, то вообще могу развернуться и уйти домой.     

     В том самом Акте, который взял за основу суд, указано, что на станции Мулянка за 10 лет зарегистрировано 9 случаев травмирования граждан, в том числе со смертельным исходом – 7. «Детского травматизма -0 человек». Как же так?  Разве Евгений Пономарев, подписавший документ, сам местный житель, забыл, что погибла ученица школы 14-летняя Полина К.?
    22 августа 2011 года по пути из дома в библиотеку девочка была насмерть сбита поездом. Машинист применил экстренное торможение, но это не спасло ребенку жизнь. В возбуждении уголовного дела было отказано. Следствие не увидело или не захотело увидеть прямую причинно-следственную связь между халатностью со стороны «РЖД» и  гибелью ребенка, чтобы привлечь виновных к уголовной ответственности. Родные обратились в суд с требованием о компенсации морального вреда. Представитель ответчика в судебном заседании заявила, что погибшей допущена грубая неосторожность, повлекшая ее травмирование. Кроме того, считает, что истцами не представлено достаточно доказательств, подтверждающих причинение им морального вреда в заявленной сумме. Также распространялась информация о самоубийстве и неисполнении родителями своих обязанностей. Но все эти версии не нашли подтверждения. Суд удовлетворил заявленные требования. Было установлено, что «ограждение станции отсутствует и посторонние лица беспрепятственно могут проходить по ж/д путям; около тропинок, ведущих к железной дороге, нет предупреждающих аншлагов, что проход в данном месте запрещен. Данный факт говорит об отсутствии контроля со стороны ответственных лиц, создает условия, способствующие совершению преступлений. Указанным представлением предписано провести проверку по данному факту, виновных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности, произвести ограждение ст.Мулянка, исключающее свободный проход, решить вопрос с переходом железнодорожных путей жителями ст.Мулянка, сделав пешеходные настилы и обозначение их местонахождения» и т.д.
  
  Если бы тогда «РЖД» и местные власти начали решать проблему, и не только в Мулянке, то скольких пострадавших спасли бы. В том самом 2011 году на железнодорожных путях в Пермском крае погибло четверо детей. Еще восемь получили тяжелые ранения. Всю ответственность собственник, владелец источника повышенной опасности, полностью перекладывает на пассажиров, жителей поселков, случайных пешеходов, никогда не признавая своей вины. А противостоять монополисту и защитить детей некому.
    Так, опять же уже во время судебного разбирательства, летом 2019 года, в Мулянку приезжала в том числе и Уполномоченый по правам человека в Пермском крае Светлана Денисова, к которой также обращались жители. Гости погуляли по платформе, оценили переходы, да так и уехали. Никаких нарушений не увидели, чем тоже сильно помогли «РЖД» как ответчику в споре. Может, стоило детскому омбудсману пройти тем маршрутом, которым местные ученики ходят каждый день?
    Как рассказали школьники, в начале учебного года учителя просили их составить карту безопасного маршрута от дома до школы. Дети и нарисовали все, как есть. Но никого это не смутило. Школа отчиталась перед департаментом образования, тот – еще перед кем-нибудь. А то, что в реальности происходит, никого не волнует.

    Оксана Асауленко

 

№2 (107) от 5 марта