Прогулки по Москве (часть II). Новодевичье кладбище.

9 ноября 2018

 

«Зачем пленяет старая могила
Блаженными мечтами о былом?...»

Иван Бунин

 Продолжение. Начало в № 7 (92) от 7 сентября 2018 года. 


  Могилу Антона Чехова найти не сложно. Она находится в старой части Новодевичьего кладбища Москвы. «Мхатовский» участок, где покоится сам основатель актерской школы Константин Станиславский и легендарные актеры и режиссеры старого МХАТа. Здесь же, кстати, могила Олег Ефремова, актера и последнего худрука неразделеного театра...

      Это вишневый сад, в который уже навсегда вернулся его автор из заграничного курорта, где умер, так и не сумев одолеть недуг. Предположительно, именно Чехова по возвращении на Родину отпели в Новодевичьем монастыре, впервые в истории этого храма. Ранее таинства проходили в церкви при монастыре, но она была разрушена во время войны 1812 года, а в монастырях отпевать умерших было не принято. Надгробие выполнено в неорусском стиле по проекту Леонида Браиловского, а вот оригинальная ограда – от Федора Шехтеля, выдающегося зодчего, живосписца, сценографа.

Он был близко знаком с Чеховым с юности, вместе работали в сатирических журналах, впоследствии сотрудничали в театре, занимались общественно-полезной деятельностью. Данью памяти от Шехтеля стали музей и библиотека А.П.Чехова на его родине в Таганроге.
Архитектор,  создавший одни из лучших зданий в Москве, оставивший бесценное наследие, по праву получивший мировое признание, умер в практически в нищете, как и его родные, получая от власти подачку в 75 рублей в месяц…    
     Официально возраст кладбища отсчитывается с 1904 года, но основано оно было при Новодевичьем монастыре в 1525 году. И скоро будет отмечать свое 500-летие. Сегодня его площадь почти 8 га, и включает в себя старую, новую и новейшие части. Но если в прошлые века здесь рядом могли оказаться великие и никому не известные, кумиры и их поклонники, герои войны, врачи, ученые, артисты, дети, родители, целые семьи, то уже, начиная с советского времени, это все больше элитное место захоронения. Сегодня вообще только для избранных.
     Но именно в старой части кладбища можно почувствовать связь времен, именно эти могилы XIX, начала XX века заставляют пришедших останавливаться и долго вглядываться в лица на фотографиях, рассматривать надгробия, читать надписи…

Всего две строчки, на вечную память…А столько всего за ними! И каждый, кто проходит мимо этой могилы, с никому не известным именем, может сам придумать историю чьей-то жизни и любви…


Нет подписи под этим четверостишием уже на другой могиле. Видимо, в то далекое время предполагалось, что все знают, что это отрывок из пронзительного стихотворения Александра Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.).  Могила же поэта находится в селе Михайловское Псковской области, на территории Святогорского Свято-Успенского монастыря.
    Великих имен и на Новодевичьем хватает. Но огромные пафосные монументы на центральной аллее, и вообще по всему кладбищу  - это, чаще всего, никому не известные люди в погонах, по статусу получившие право на это место. Такая политика государства, начиная с революции и гражданской войны, когда ее героям, впоследствии в большинстве своем развенчанным, отдавали целые кварталы на престижном кладбище. Одна восседающая на троне Александра Коллонтай  «Революционный полномочный посол СССР» чего стоит!


    Новодевичье как история страны – сложная и противоречивая. Но есть экскурсионные маршруты, которые познавательны, а есть могилы, к которым не нужны проводники, к ним «не зарастет народная тропа».
    Не пройти мимо памятника Федору Шаляпину. И можно не смотреть надпись. Не узнать великого певца в этом образе, в характерной позе, невозможно. Он также умер далеко от дома, в Париже. Останки перезахоронили спустя 46 лет, в старой части некрополя.

Здесь же могила Леонида Собинова, выдающего русского оперного певца, лирического тенора, солиста Большого театра,  даже в короткие периоды  -его директора.  Роль Ленского и знаменитая ария «Я люблю Вас, Ольга» в его исполнении - шедевр на все времена. Памятник Собинову – большой беломраморный умирающий лебедь, который лежит на каменном надгробии в виде завитка. Этот образ автору, народному художнику СССР, знаменитому скульптору Вере Мухиной навеяла пьеса Камиля Сен-Санса  «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».


      Вера Мухина, прежде всего, известная прежде всего как автор легендарного монумента «Рабочий и колхозница», который был изготовлен для всемирной выставки в Париже в 1937 году и стал настоящей сенсацией. «Идеал и символ советской эпохи», как его называли. Но при всех наградах и премиях, скульптор, обласканная властью, оказалась заложницей той самой эпохи, которую она воспевала. Мухина была гениальным художником, признанным во всем мире, но в своей стране не имела возможности  свободно творить. Все ее неординарные проекты нещадно отвергались советской цензурой, либо редактировались до нужного бездарным цензорам состояния. От нее ждали очередного воспевания коммунизма. И она работала, создавая героев своего времени, которое нещадно боролось с самыми выдающимися людьми. Так, не избежал репрессии и муж Веры Мухиной – врач, хиррург, терапевт, уролог Алексей Замков. За свои открытия в области медицины, в частности, гормонального препарата «Гравидан», который дал положительный эффект при лечении целого ряда заболеваний, Замков был осужден на три года административной ссылки. Пострадали другие члены его семьи. К 1937 году закрыли институт,  научная и медицинская деятельность стала невозможна. В 59 лет Алексей Замков умер от инфаркта. Считается, что этот ученый стал одним из прототипов профессора Преображенского в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Удивительно, памятник самому Михаилу Афанасьевичу Булгакову и его жене Елене Сергеевне буквально рядом. «Бывают странные сближенья…»


Вера Мухина умерла в 1953 году, пережив Алексея Замкова на одиннадцать лет. Памятник себе и мужу спроектировала сама  – две простые белые плиты, теперь уже посеревшие от времени и заброшенности. Но примечательными являются надписи на каждой из них, которые тоже стираются временем, а должны непременно сохраниться: «Для людей я сделал все, что мог» - «И я тоже»…

     Слова Алексея Замкова, ставшие его эпитафий, моги бы произнести многие из тех, кто покоится на Новодевичьем. Любимые поэты, писатели, музыканты, актеры. Немного пройдя по центральной аллее , слева можно увидеть могилу легендарной актрисы Татьяны Самойловой. В свое время она прославила  страну на весь мир, сыграв в фильме «Летят журавли», который  получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, первую и единственную главную награду этого кинофестиваля в истории отечественного кинематографа. А исполнительницу главной роли, которая произвела за границей настоящий фурор, особо отметило жюри. Для нее были открыты двери в мировое кино, но как любая другая советская актриса, она себе не принадлежала. Татьяна Самойлова умерла в 2014 году, но на ее могиле до сих пор нетпамятника (!). Только фотографии. Говорят, что не могут собрать средства. Но даже если наследники, а они есть, этого не сделали, то почему не отдает долги государство?


       Тем более удивляет история с Самойловой, потому что, наверное, почти народные любимцы-актеры при памятниках, оригинально выполненных, в узнаваемых и любимых образах. Как «живые» - Юрий Никулин, в своем костюме клоуна, величавая Людмила Зыкина, присевший в раздумьях Евгений Евстигнеев. Георгий Жженов – совсем молодой, каким снимался совсем, но именно тогда в биографии актера случились трагические, но важные события, сформировавшие характер и во многом актерскую судьбу. Памятник Аркадию Райкину летом можно вообще не заметить, так как он скрыт за деревьями. Совсем скромная и непримечательная могила Евгения Леонова. И, кажется, что это было его пожеланием. Но все, кто увидят это имя, его автограф на памятнике, остановятся и всегда улыбнутся, вспомнив народного любимца. Вряд ли он хотел иной посмертной славы…Иннокентий Смоктуновский – еще один великий и всегда оригинальный, как и эпитафия на его могиле: «Дальнейшее – молчанье…»
      
А вот Людмила Гурченко продолжает разговор со своим зрителем. На обратной стороне монумента, где актриса запечатлена почти в полный рост, большая цитата из ее книги «Апплодисменты»:  «Спасибо за то, что вы пришли!». Сама трилогия воспоминаний артистки читается на одном дыхании. Еще одна грань таланта, открывающая Гурченко совсем с другой, не всем известной стороны – как человека с невероятной судьбой, характером;  глубокого, искреннего, с потрясающим чувством юмора.
     Прервалась жизнь певца Дмитрия Хворостовского, но не его связь с поклонниками. Совсем свежая могила так рано ушедшего из жизни любимого многими исполнителя. И сюда постоянно идут люди. Здесь свечи, цветы, игрушки, а рядом на скамейке лежит папка с записями самых известных произведений: от классического оперного до эстрады. «Дима, спасибо за песни войны», - написали те, кому были дороги именно этот его репертуар…
     Поэт Белла Амадуллина – «стройная, изящная, точеная, с гордо поднятой головой, с книгой в руках, убранных за спину». В такой позе она обычно читала стихи. И такой навсегда запечатлел ее, конечно же, муж Борис Мессерер, художник, скульптор сценограф. По соседству захоронена Ия Саввина,  неповторимая актриса.Кажется, что они не случайно вместе две этих хрупкие, изящные женщины, с безупречным вкусом, при этом – стойкие, с волевым характером, не сломленные жизнью и не испорченные «медными трубами».
    Наверное, счастливо прожив вместе больше полувека, они мечтали умереть в один день, как пишут в сказках со счастливым концом. Так почти и получилось.  Актриса Людмила Касаткина пережила своего мужа, режиссера Сергея Колосова на 11 дней. «Любовь не подвержена действию времени» -надпись на могиле как главный подведенный их жизни.
    Выдающий актер, режиссер детского кино Ролан Быков напоследок тоже о главном – «И даже после смерти, я буду жить, любя».
    Нет никаких послесловий на могиле Владимира Маяковского из темно-серого и красного гранита. На постаменте возвышается бюст поэта, который знал, что время и  потомки будут его судить, обожать и низвергать. И до сих пор не сойдутся в оценке этого громоподобного таланта. А значит – он остается жив.
    Совсем недалеко – еще один гордый профиль, характерный и узнаваемый – могила писателя Фазиля Искандера. Но в данном случае нет никаких неоднозначных оценок его жизни и творчества автора, боровшегося с порабощением воли и духа человека во всех своих произведениях. Его иносказания понятны и доступны всем и каждому. Как, например, в повести «Кролики и удавы»: «Их гипноз - это наш страх. Наш страх - это их гипноз».  И вряд ли есть более актуальное высказывание…
    Именно так бесстрашно выполнял свой журналистский долг Артем Боровик, один из ведущих программы «Взгляд», президент медиахолдинга «Совершенно секретно».  Он погиб в результате авиакатастрофы в 2000 году. Слишком много обстоятельств и в то время, и тем более – в последние годы, говорят о том, что эта смерть – не результат несчастного случая. Боровик занимался расследованием взрывов жилых домов в1999 году, а также собирал информацию о биографии Владимира Путина, который после этих терактов и занял пост президента.
На могиле установлен скульптурный металлический памятник, в который вмонтированы фотопортреты Артема Боровика. А на пике – скульптура падшего воина с мечом и щитом…
     Мог ли подумать в конце XIX – начале XX века знаменитый русский репортер, писатель Владимир Гиляровский, как опасно будет заниматься журналистикой в будущем. Но можно не сомневаться, что его бы это точно не остановило. Бурлак, рабочий, борец, актер – кем только ни был этот человек необыкновенной судьбы и дарований. Всегда в центре событий,  - и на Ходынском поле в день трагедии, и на Хитровом рынке, в сандунах, в московских ночлежках, и на дне Неглинки. Его знали все, и он знал всех. В народе его называли «дядя Гиляй». Помогал молодым актерам, художникам, бездомным, детям, заключенным. «Душу Гиляровского на коне не объедешь» - писал современник. Любовь к столице он пронес через всю жизнь. А его книга «Москва и москвичи» - настоящая летопись белокаменной. Здесь, на Новодевичьем кладбище, в старой его части, прямо у дороги, и похоронен один из самых известных москвичей.


     «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я – москвич!»

 


Продолжение следует…                                                                      

                                                                                                                Оксана АСАУЛЕНКО

 

 

№9 (94) от 8 ноября