"Я всегда с тобой...!"

3 февраля 2015

    Пермский край находится на I месте в стране по количеству детских суицидов. Каждый пятый-шестой ребенок в возрасте от 14 до 17 лет находится в зоне риска. Почему подросток остается один на один со своей бедой, и никто - ни родители, ни учителя, ни друзья не успевают протянуть ему руку помощи.

Своим мнением и опытом в решении этих проблем делится Алена Гладилова, педагог-психолог, преподаватель НОУ ППП "Западно-Уральский институт экономики и права". 

Они подают знаки
   Главные причины суицидов – это неблагополучные семьи. И это не только те, которые состоят на учете в полиции, в органах опеки – то есть имеющие налицо все признаки «асоциальности», но и те, которые с виду вполне благополучные. Очень часто именно там дети подвергаются психическому насилию, становятся жертвами авторитарного стиля воспитания.
Я считаю, что именно это стало причиной той трагедии, которая произошла у нас в Перми.
   Мама сказала своей дочери: «Не сдашь ЕГЭ - домой не приходи!». Девочка не сдала и домой не пришла – она бросилась под поезд и погибла. Мама –педагог, сама работал в этой школе. И, видимо, поэтому она так боялась, что если ее дочь не сдаст экзамен, то это каким-то образом осудят коллеги. То есть сама мама – абсолютно незрелая личность, которую мнение окружающих волнует гораздо больше, чем благополучие собственной семьи. И, видимо, на протяжении долгого времени ребенок в этой семье находился под психологическим давлением авторитарной мамы и боялся чем-то ей не угодить.
   Другой случай- пятиклассница предприняла попытку суицида, порезав вены из-за несчастной любви. Но когда мы начали разбираться в этой ситуации, все-таки очень маленький ребенок, то выяснилось, что в этот момент разводились ее родители. Ребенок оказался в такой фрустрации, в центре скандалов, взаимных упреков, ненависти. И вот эта стрессовая ситуация она просто нашла выход, а повод тут уже был не важен.  
   Мама одна воспитывала сына, все время ругала его, сравнивая с отцом: «Весь в отца», «такой-сякой» и т.д. Этого делать никогда нельзя! А многие так поступают, и даже могут сказать: «Зачем я тебя вообще родила». И вот мальчик решил маму напугать. Встал на табуретку, надел петлю на шею, и стал ждать. И когда мама вставила ключ в дверь, он убрал табуретку. А в это время маму окликнула соседка, и та еще долго простояла в подъезде, разговаривая. Ребенка чудом удалось спасти. Дети ведь не понимают, что это не игра. Они думают, что напугают взрослых, те их пожалеют, раскаются, и все будет хорошо.  
  Часто поправить уже ничего нельзя. Поэтому важно не дожидаться последствий, а вовремя предотвратить кризис.
Если проанализировать эти суициды, то можно заметить, что когда дети  решаются на отчаянный шаг, они подают определенные знаки.
Учителя школы, в которой училась девочка, бросившаяся под поезд, позже вспоминали, что в тот день она пришла на экзамен очень красиво одетая. Впервые они увидели ее не в брюках, а в платье. Она подходила к каждому учителю, обнимала, говорила какие-то хорошие слова, благодарила, как будто прощалась. Своей подруге она отдала сотовый телефон. Это был бессознательный крик о помощи, но никто его не услышал.
   О том, что у ребенка плохо на душе, можно догадаться и по вербальным сигналам. Дети, например, могут говорить : «жизнь не имеет смысла», «все плохо, зачем жить», «я никому не нужен» и т.д. Бывали случаи, когда ко мне приходили дети и рисовали могилки, кресты.
   У ребенка чувство безысходности, одиночества, все вокруг правы, а он один не прав. Он не находит группу поддержки, где бы ему могли помочь.
  Что должны делать сделать родители в этот момент? Обнять ребенка и сказать: «Я всегда с тобой, чтобы ни случилось. Я всегда рядом. Я тебя люблю». Это базовые потребности для ребенка –чувство защищенности и чувство принадлежности кому-то.

Без любви
   Ошибки взрослых дорого стоят. Происходят они из-за того, что никто их не учит быть родителями. А это самая сложная из всех наук. Мы покупаем в магазине бытовую технику и читаем инструкцию по применению, чтобы не сломать ее, потому что мы деньги заплатили. А читать книги о воспитании, обучаться тому, что есть разные периоды в воспитании, особенности развития ребенка в том или ином возрасте, не хотим. Родителям часто самим недодали любовь в детстве, их не любили, и они не знают, как вести себя со своими собственными детьми.
Например, поколение тех, кто воспитывался в 90-е годы, когда их родителям надо было как-то выживать, и дети были практически предоставлены сами себе. Они недополучили любовь и передать им нечего. Эти мамы и папы  отличаются жестокостью, цинизмом, равнодушием.
   Есть такое выражение: «Родители сначала учат детей говорить, а потом учат их молчать». Обычная ситуация, свидетелями которой может стать каждый из нас. Идет мама, в одной руке сигарета, в другой она тащит ребенка. Ему неудобно, он плачет, она кричит на него. Я делаю замечание, что так нельзя, что можно повредить психику ребенка, он мальчик, а вы уже с детства его гнете, ломаете. Девушка в ответ посылает меня на «три буквы».      
  Многие люди не вмешиваются, когда ребенка обижают на улице, у соседей за стенкой. Просто не хотят связываться. Одна женщина мне сказала, что не обращается в полицию, потому что в этом случае всю ответственность переложат на нее: надо будет писать заявление, доказывать жестокое обращение, открыто выступать против своих соседей, которые могут и отмстить за такое участие. Мало кто к этому готов, а система не помогает выявлять эти преступления. Но молчать все равно нельзя! Завтра помощь может понадобиться вашему ребенку, и кто-то также пройдет мимо…
   Семейные традиции у нас давно утрачены. Ведь почти весь прошлый век главным было «государство», выполнение каких-то задач, общественные приоритеты. Но важнее всего – семья, семейные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Наши бабушки, которые всегда обнимут, пожалеют – у них нелегкая была доля, поэтому они так нас любят. Но это поколение уходит, они все реже живут вместе со своими детьми и внуками. А ведь в сложных семейных ситуациях именно их жизненный опыт, их мудрость могла помочь и родителям и самым маленьким.
   Разорванность кровных уз, потеря чувство близости, родства может привести к непредсказуемым последствиям. Американские ученые провели такой эксперимент: в одну клетку поместили обезьян и оплодотворили их искусственно, в другой – они размножались естественным путем, вместе жили, обнимались, целовались. Из первой клетки новорожденных сразу забирали. И когда в третий раз этих обезьянок оплодотворили искусственно и оставили им детей на какое-то время, то они оторвали им головы. Когда нет близости, то пропадает и инстинкт. Животные уже не понимали, что это их дети.
Страшно, но то же самое происходит и с людьми, когда они перестают быть настоящими родителями.
Когда ребенку плохо, они не могут помочь ему сами, не знают, куда обратиться, не верят специалистам. Есть телефон 066, где всегда помогут в сложной ситуации. Есть детский телефон доверия: 8-800-3000-122
Звоните!

Уважать детей
   
В ситуации, когда у ребенка проблемы в семье, и он находится в отчаянии, может помочь школа, учителя. Но, к сожалению, и здесь мы сталкиваемся с большими проблемами.


   Ребенок идет в школу за статусом ученика. Ему не так важны эти первые оценки, как признание того, что он взрослый. Он идет в школу с открытой душой, с надеждой,  с доверием. Но далеко не каждый учитель дает ему это признание. И очень быстро школьники начинают относиться к учебе и учителям с негативом.  
   Сегодня педагогов не интересует развитие эмоциональных, волевых сфер, состояние души ребенка. У него могут быть в семье проблемы, он переживает, ему плохо – очень часто дети винят себя во взрослых проблемах, им стыдно за родителей, а учителя это не волнует. Он не видит, не слышит ребенка. Он начинает  ругать его из-за оценок, из-за поведения. Ладно, если он это делает в разговоре один на один, но у нас же публичное унижение чести и достоинства ребенка – это чуть ли не норма.
    Однажды я проходила мимо класса и услышала, как учительница громко кричит. Я подумала, может, нужна помощь, зашла в класс. Она рассказала, что вот одна ученица грубит, все делает назло и тут же попросила весь класс подтвердить ее слова. Дети хором сказали: «Да!». Девочка сидела неподвижно, у нее слезы градом катились. Я говорю:  «Вы выведите ребенка и поговорите с ним. Зачем эта публичная порка? Неизвестно, как это на ней потом отразится». А педагог говорит: «Вы еще не знаете, какая у нее мама!» При чем тут мама?
Другого мальчика на уроке не отпустили в туалет, объясняя это тем, что он наказан. И ребенок не вытерпел…
Дети снимали на видео, как учительница на уроке сказала оному мальчику : «Я тебе сейчас глаз на задницу натяну».
    Вы знаете, некоторых учителей близко нельзя подпускать к детям. Им разве что в зоопарке работать – там они быстро получат ответную реакцию, потому что животные не терпят унижения, а дети терпят.
Учителя не уважают детей, им не нужно уважение детей. Им нужен авторитет, власть и самоутверждение.  Свои комплексы и обиды они вымещают на детях. И если потом ребенок проявит агрессию – то это будет следствием того, что происходило ранее.

   Можно вспоминать школу как самое прекрасное время, а можно вспоминать эти годы по-другому. Мне рассказывал один мужчина, как учительница ему всегда говорила: «По тебе тюрьма плачет». Он говорил: «Я буду генералом» - «Нет, ты будешь преступником». Сейчас он уже полковник…
Другому мальчику учительница математика говорила, что без ее предмета у него ничего в жизни не получится,  и он плохо кончит чуть ли не под забором. Сегодня у него свой бизнес, а чтобы считать, у него есть бухгалтер. Но зачем такие вещи детям говорить? У нас, извините, Александр Сергеевич Пушкин имел твердую единицу по алгебре. Это ведь не помешало ему стать великим поэтом!
Учитель может дать путевку в жизнь, а может и не дать. Учитель может взрастить ребенка, дать ему крылья, либо погубить на корню.
  
Все это происходит от бессилия, из-запрофессионального выгорания. Поэтому конфликтологию и психогигиену нужно преподавать, в первую очередь, самим педагогам. Им дают знания в вузе, но не учат, как эти знания применить. Их не учат находить подход к детям, к каждому ребенку, потому что все дети разные. Педагоги говорят, что дети стали ужасные. Дети нормальные, хорошие. Просто нужно знать и понимать, чем они живут, а не оставаться в своем мире стереотипов. Но проблема в том, что от учителя сегодня это не требуется. Достаточно того, что он загружает ребенка информацией. А зачем? Этого не понимают ни дети, ни сами учителя.
   Вся современная российская система образования вертится вокруг каких-то рейтингов, баллов, отчетов. Чем занимается руководство школы, педколлектив? К воспитанию личности это не имеет никакого отношения.
Апогеем этих реформ стал пресловутый ЕГЭ. Кто-нибудь понял, ради чего был устроен этот эксперимент над детьми, над живыми людьми? Для чего это полицейские методы его проведения: ученики как преступники сидят, нельзя шелохнуться, голову повернуть, в туалет сходить. Какой это стресс для ребенка! И ради чего? Миллионы рублей вылетают в трубу, и все.
ЕГЭ и его последствия вскрыли глобальные, запущенные проблемы в российской школе и семье!

Защитить трудно

   Очень часто родители говорят своему ребенку: «Учитель всегда прав». Я с этим не согласна. Учитель такой же человек, он тоже может ошибаться. И, кто, если не родители в любой, даже конфликтной школьной ситуации, должны поддерживать ребенка. А если они отворачиваются, то он остается один. Уровень психологического насилия в школах, особенно, престижных, очень высок. А родители боятся или не хотят выяснять отношения. Они говорят: «Если я переговорю с директором, учителем – это отразится на моем ребенке, и будет еще хуже». Это страшно, потому что мы не видим, что происходит за стенами школы. А ведь дети проводят в этом социуме очень много времени. Как там будет формироваться личность, которую запугивают со всех сторон? Родители не принимают ребенка таким, какой он есть. Учителя его дрессируют, потому что им удобнее, когда все сидят смирно. Но ведь активный ученик, который выделяется, требует внимания – это лидер. Очень важно не сломать в нем этот настрой, чувство собственного достоинства.
  Дети, выросшие на страхе, никогда ничего не добьются жизни. Ему скажут: «Пойдем покурим» - он не сможет отказать. У него нет веры в себя, внутреннего стержня. А потом мы удивляемся, почему у нас люди безропотно молчат, терпят несправедливость. Какое гражданское общество может быть, когда еще в детстве хребет сломали. Мы сами делаем из нормальных детей роботов, будущих иждивенцев, слабых, закомплексованных людей.
   Защитить ребенка в школе очень сложно. Я столкнулась с этой проблемой и поняла, что на самом деле это никому не нужно. Когда я вставала на сторону ребенка, то оказывалась против педколлектива, директора, который всегда на стороне учителя, а не ученика. Нужно быть готовым к тому, что против тебя восстанет система. Директор полгода платила мне по 3 тысячи рублей, коллеги сочувствовали, но боялись открыто проявить солидарность.
Все равно нельзя сдаваться, закрывать глаза на несправедливость в отношении ребенка. Это наше будущее.
   Необходимо исправлять ситуацию: обучать учителей, родителей, проводить совместные тренинги, круглые столы. Ведь цель у всех одна. У меня коллега ездила за границу и рассказывала, то там есть такая школа, если у ребенка возникает проблема – все-все собираются, вплоть даже священника приглашают, и думают, как помочь ребенку.
  Учительница после родительского собрания мне рассказала такую историю. Девочка пришла на следующий день и спрашивает: «А что у нас Алена Ивановна была на собрании?»  - «Да. А что случилось?» - «Мама пришла после собрания и ни с того, ни с сего меня обняла, поцеловала. Я говорю: «Ты что пьяная?» - «Психолог сказала, что вас хвалить надо».
Я рассказывала родителям о том, что если вы хотите покритиковать, то сначала выразите поддержку. Нельзя говорить: «Ты меня бесишь, ты плохо учишься, мне это надоело». Лучше сказать: «Я за тебе переживаю,  я волнуюсь за твои успехи в школе». В этом случае ребенок не закроется, а наоборот доверится вам.
    Вырастить ребенка здоровым душевно, нравственно – задача и родителей, и учителей. Последние должны, наверное, вспомнить, что есть такие профессии, которые называют – первые после Бога. Учитель из их числа. Огромная ответственность на нем. Взамен он получает счастье общаться с детьми, быть рядом с ними, каждый день заново открывая мир. 

Беседовала Оксана Асауленко. 

№3 (118) от 8 апреля