Наказать или предупредить?

6 февраля 2017

Как проверяют пожарную безопасность многоквартирных жилых домов? Куда заходят чаще, и почему? Можно ли обойтись без предписаний и штрафов? 

        ТСЖ «Делегатская, 39б», десятиэтажная новостройка в микрорайоне Левшино, сумело на отлично выдержать проверку инспектора государственного пожарного надзора. Сначала он тщательно знакомился с документацией, после чего осматривал дом внутри и снаружи на предмет соблюдения требования пожарной безопасности. Специалист даже не нашел оснований для предупреждения. За те нарушения, которые выявились, ответственность возлагается не на ТСЖ и председателя как должностное лицо, а на самих собственников, - пояснил инспектор.

          -Самая главная проблема, когда на путях эвакуации жители устанавливают преграды, делают общие коридоры, складируют там вещи, устраивают кладовые. Затрудняется выход, сами вещи могут загореться и т.д.

Если секции на этажах отражены в техническом паспорте, как в данном случае, тогда и претензий быть не может. К тому же, выяснилось, что двери общих коридоров застройщик не установил.

Ирина ТИХОМИРОВА, председатель ТСЖ «Делегатская, 39б»:
       -В то время ТСЖ еще не было создано, и двери ставило не юрлицо, а собственники собирали деньги. Но даже в том случае, когда в проекте дверей нет, а они установлены самими жителями, гораздо сложнее подать 80 исков, и судиться с физическими лицами, чем с одним юрлицом, и штрафы не сравнимые. Поэтому, для ТСЖ, конечно, лучше, чтобы собственники несли персональную ответственность за свои действия.
Что касается вообще подготовки к проверке, то у нас граждане, конечно, относятся к предъявляемым требованиям достаточно халатно. Сколько бы я не говорила, все равно захламляют общие коридоры, незаконно огораживают для себя часть общедомового имущества, срывают наклейки о пожарной безопасности.

Председатель говорит, что неожиданные проверки никому не нужны. Если цель – не наказание, и не штраф, а предупреждение.

    - Я давно пыталась узнать, когда у нас будет проверка, но сайт, на который меня отправляли, ничем не помог. Там дома со всего края, запутаться можно. И получается, что хоть проверка и плановая, и ни для кого тайной быть не должна, но оказалась, тем не менее, как «снег на голову».

      В этот раз, что называется, все обошлось, и теперь председатели других ТСЖ города «обрывают» телефон Тихомировой, с одним вопросами: «Как вам это удалось? Что вы там такое сделали». Действительно, штрафы, и не маленькие (по 150 тысяч рублей и более)  выписываются чаще. Это существенный удар по бюджету любого дома.

Ирина Тихомирова:
      - Как мне пояснили, в план проверки включатся и ТСЖ, и УК, но так как последние занимаются предпринимательской деятельностью, то их нельзя часто проверять, и прокуратура из списка может исключить дома УК, что и происходит. В итоге – ТСЖ проверяются чаще, хотя порядка там больше.

 Инспектор рассказал еще об одной проблеме, которая часто встречается в многоквартирных жилых домах.

     - Система дымоудаления не используется должным образом, привлекают для ремонта и эксплуатации организации, не имеющие лицензии на этот вид деятельности. Жильцы воруют пожарные краны.

Ирина Тихомирова:
    - Все зависит от технической документации дома, есть там эта система или нет. Но есть старые дома, где, зачастую, не сохранились документы, и вот тогда начинаются требования по установке, ремонту и т.д. То есть весь вопрос в том, сможет ли ТСЖ или УК доказать, что по проекту этой системы нет.

       В материале «С больной головы на здоровую» (№ 7 (59) от 28 августа 2015 года) «Территория Пермь» рассказывала о том, чем обернулась такая проверка для ООО «Жилищная управляющая компания».
       Напомним, в отношении управляющей компании было выдано предписание о том, чтобы фактически восстановить всю систему пожаротушения, дымоудаления и пожарную сигнализацию на домах свыше 12 этажей.На эти цели было нужно ни много, ни мало - 48 млн рублей, с каждого дома – по 6 млн.Откуда их надо было взять, из кармана собственников?  Они отказались оплачивать эти работы. К муниципалитету, который до этого обслуживал здания, эти требования почему-то не предъявлялись, и в суд Администрация не пошла как соответчик, а ведь по закону о приватизации она должна была передавать дома в надлежащем состоянии, ведь в документах было отмечено, что системы не работают.
       «ЖУК» неоднократно обращался в инстанции с требованием отремонтировать высотки за бюджетный счет. По одному из домов была даже составлена смета, сделан проект, но на этом все и закончилось.
        Решение Арбитражного суда, по сути, обанкротило компанию, от высотных домов пришлось отказаться. И кто выиграл в этой ситуации. Кто теперь решает проблемы безопасности, которые никуда не делись, ведь таких денег на ремонт все равно нет.


Комментарий:
Оксана БУТИНА, начальник пресс-службы Главного управления МЧС России по Пермскому краю.

Есть ли план по проверке многоквартирных домов специалистами госпожнадзора в Пермском крае?

       - Да, сайте Главного управления МЧС России по Пермскому краю есть план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проверяются и ТСЖ и Управляющие компании. В рамках проведения проверок в отношении управляющих компаний, ТСЖ осуществляется проверка требований пожарной безопасности и в отношении многоквартирных жилых домов, которыми управляют указанные юридические лица.

 В каких случаях проводятся внеплановые проверки?

    - Данный вопрос регламентирован положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016.
         Основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

 - сведений от организаций, граждан уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

- обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН, в том числе результатов анализа проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков), о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты и (или) территории (земельного участка), о несоответствии объектов защиты и (или) территории (земельных участков), пожарно-технической продукции требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

 Участвует ли госпожнадзор в приемке домов в эксплуатацию?

          С  1 января 2007 г. вступил в действие  Федеральный закон РФ от 18.12.2006 г.  № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым внесены изменения в ст. 54, 55 Градостроительного кодекса РФ и ст. 6, 21 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которым из полномочий органов федерального государственного пожарного надзора ИСКЛЮЧЕНЫ  функции контроля за пожарной безопасностью при отводах земельных участков под строительство объектов различного назначения, в период их строительства и приемки их в эксплуатацию. Полномочия в этой сфере переданы органам местного самоуправления.    

- Какие меры и к кому применяются в случае выявления нарушений?

 Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

- собственники имущества;

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

1.     предупреждение;

2.     административный штраф;

3.     административное приостановление деятельности;

4.     дисквалификация.

         Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.
         Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.
      
Достаточно ли оснащение техникой для работы на пожаре в высотных жилых домах?

        - На вооружении города Перми находится высотная техника, способная производить спасание людей с этажей высотных зданий: в пожарных частях Ленинского, Мотовилихинского, Дзержинского, Свердловского, Краснокамского районов на вооружении имеются автолестницы с максимальной высотой подъема до 10-го, 14-го и 16-го этажей (АЛ-30, АЛ "Ураган", АЛ-50). Кроме того, в 8-ой специализированной пожарно-спасательной части состоит на вооружении автоколенчатый подъемник (АКП-50) с максимальной высотой подъема до 14 этажа. Расписание выезда подразделений на пожар организовано таким образом, что выезжает та автолестница, которая находится ближе к месту вызова. 

№9 (94) от 8 ноября