Здесь учат таланту

11 июля 2016

   Достойно прорецензировать отчетно-выпускной концерт Пермского хореографического училища, наверное, невозможно: получается или расширенная «информашка», приправленная банально сюсюкающим «ах, эти маленькие лебеди!», либо реферат специалиста, детально разбирающий качество антраша или угол поворота стопы. Но и не писать об этом ожидаемом, запрограммированном чуде, которое приходит к нам каждый год, тоже нельзя.

     Нельзя хотя бы потому что – средь нашей «сирой» природы, как назвал ее организатор конкурсов балета в Варне; средь драных и всевозможными способами заляпанных заборов, многие из которых имеют историю в несколько десятилетий; средь заведомо бездарной застройки и зарастающих хреном асфальтовых ям; средь клишированных синим и голубым старательно отретушированных политиков; средь претенциозных потуг правящих бал гельманоидов – в двух неброских и, в общем-то, предельно скромных по размеру в сравнении с масштабными пирамидами управленческих офисов зданиях живет островок подлинного искусства, сам факт существования которого переполняет распирающей грудную клетку гордостью за свой город, за его лучшие неумирающие традиции и фантастический творческий потенциал. И никакого пиара: скромный годичный труд и этот промежуточный финиш в два вечера, после которых такой подъем душевный, так жить и работать хочется – не передать!Название этому чуду давно есть: русский балет. Но вечный искус: а не застыли ли, не отстаем? И вот, в духе времени: «колледж», заманчивые предложения о «сотрудничестве», что-то, наверное, еще, нам неведомое. Так что возврат к проверенному отечественному названию «училище» воспринимаю как некий подвиг, требующий и определенности позиции, и верности цели, и, если хотите, мужества. Вижу в этом своего рода программу и залог стабильности на десятилетия вперед.
     Работающие здесь люди не перестают восхищать. То, что они воспитывают высококвалифицированных мастеров сложнейшего из искусств (возможно, последнего, наряду с «живым» и безмикрофонным исполнением классической музыки, где фальшь и подделку в принципе невозможно скрыть) – это, так сказать, добросовестнейшее выполнение профессионального долга. Уже это не везде встретишь и за одно это спасибо. Но более того, здесь умудряются взращивать таланты – явление само по себе уникальное и сугубо индивидуальное. Причем дело это поставлено, что называется, на поток.
     Вспомним концерты пятнадцати-, десятилетней давности. Да, «Маленькие балерины», «Суворовцы» и прочая умилительная «микроклассика» – всё это прекрасно. Но сегодня на это просто нет времени. Сегодня выпускники настолько сильны, что за трехчасовую программу они и без младших классов с трудом успевают показаться хотя бы по одному разу.
     А каковы программы! Ныне это были три микробалета: композиции из самых «ударных» фрагментов «Тщетной предосторожности», «Гаянэ», «Эсмеральды». К этому следует добавить мастерски исполненные классическое па-де-де В.Гзовского на музыку Обера,  па-де-де из «Арлекинады», озорное па-де-труа из «Феи кукол», вариацию из балета «Тарас Бульба». Достойно была представлена «современная» хореография: азартной миниатюрой Л.Якобсона на еврейские темы внесли оживление Мария Тарасовская и Иван Виниченко, а два других номера познакомили нас с хореографией Антона Пимонова, причем «Фарфоровый этюд» на музыку Рамо, исполненный ученицами старших классов, можно считать маленьким шедевром.
    Однако мы вновь убедились, что только первоочередное внимание к классике и бережное к ней отношение способно в музыкальном театре сформировать настоящих мастеров. Да только ли в музыкальном театре!.. Результат – в одном выпуске не менее шести пар подготовленных солистов для труппы любого уровня: для нашего нестоличного по размерам учебного заведения это ли не достижение? Особенно отрадно, что череда техничных, но каких-то безликих девушек давно в прошлом: каждая – яркая индивидуальность. Это относится к трогательно изящной Екатерине Пятышевой, виртуозной Юке Фукуда (Япония), артистичной Мики Кавахара (Япония), «заводной» Асели Нилобековой (Таджикистан), блестящей Изабелле Токев (США), да и ко всем остальным.
    Поскольку юношей по количеству всё-таки меньше, то в нескольких, разноплановых ипостасях сумели запомниться академичный Кирилл Макурин, энергетичный Георгий Еналдиев, темпераментный Хайём Ходжаев. Ну а представший в образе Актеона Парвиз Кумайдонов напомнил, ни много ни мало, москвича Владимира Кириллова, личность для российского искусства, уже смело можно сказать, исторического масштаба. Два последних выпускника, заметим, также представляют Таджикистан: в развитии национальной школы балета этой страны Перми явно уготована особая роль.
    Существенный вклад в успех концерта внесли Аска Итимура (Япония), Анна Семакина, Наталья Чезганова, Александр Артеменков, Александр Блэнд (США), Фарходжон Камолов (Таджикистан), Генрих Райник и другие выпускники.
    Далее рецензент должен отметить какие-то недостатки – те самые, которые «несмотря на». Разумеется, делать этого не хочется, да и сложно, надо сказать. Некоторая асинхронность входит в условия игры: тут ведь, в этом возрасте, «пережать» нельзя – скатишься к механицизму. Пусть танцуют, как душа просит, однако за статичными построениями в «Эсмеральде» можно было последить повнимательнее. В то же время интервалы нынче наши юные артисты держали как никогда, а дуэтные танцы мужчин и ошеломляющие, точка в точку, одновременно открученный тремя (!) балеринами полный тур фуэте не знаю, с чем и сравнить – аналогов не припомню. Можно попенять некоторым девочкам на небрежности во вращениях во время адажио. Это при их-то возможностях! На партнера надейся, а сама не плошай. Ну да всё это пустяки, и традиционный крик восторга участников программы после закрытия занавеса стал закономерным продолжением реакции зрительного зала.
    Остается назвать главных героев вечера – наших замечательных педагогов: от патриарха училища Лидии Григорьевны Улановой до начинающей свою педагогическую карьеру Дарьи Николаевны Сосниной. Увы, у печатного слова тоже свои «законы жанра»: перечислить вклад всех в столь заслуженный успех нет возможности. Но без «выпускающих» мэтров не обойтись: это заслуженный учитель школы РФ Елена Владимировна Быстрицкая, Надежда Владимировна Стеблецова и заслуженный деятель искусств, заслуженный учитель России Владимир Николаевич Толстухин. Нельзя также не отметить особо Виталия Дмитриевича Полещука, в прошлом году во второй раз подготовившего победителей звездного телевизионного конкурса канала «Культура».
    Что же касается Владимира Николаевича, то нельзя не согласиться с мужским составом нынешнего выпуска, во время финальной овации хореографическими средствами выразившим одну важную мысль: художественный руководитель Пермского государственного хореографического училища за годы своей работы уже достоин преклонения. На сцене царило ощущение счастья: а это ведь не придумаешь, не сыграешь – оно или есть, или его нет.
    Впереди у новых «дипломированных специалистов» самостоятельная творческая жизнь с ее радостями и огорчениями. Возможно, столько времени на подготовку спектаклей или программ уже не будет, и костюмы будут уже не такими свежими, и публика – не такой многочисленной и доброжелательной. Но в жизни наших выпускников были эти два вечера, и воспоминания о них обязательно поддержат в трудную минуту.

Ведь наше училище, как и прежде, является созвездием квалифицированнейших педагогов, которые учат не только профессиональному языку, что, конечно, крайне важно и нужно. Они учат неустанно работать и получать результат, без чего не реализуются самые прекрасные «данные». Здесь умеют сформировать талант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Владимир ПОРОЗОВ,
пермский театрал (ПГГПУ)

Фото Ирины Прокопьевой

№3 (118) от 8 апреля