Набережной не будет?

15 июня 2015

 

Кама - символ Перми. Набережная – символ Камы. Лестница – символ набережной. Так было всегда, для всех жителей и гостей города, раскинувшегося почти на семьдесят километров вдоль прекрасной, полноводной реки. Но вот уже несколько лет «визитная карточка» - в руинах.

  

Самая красивая
   «Пермскую набережную построили в 1961 году», - вспоминает Зинаида Токарева, коренная пермячка, гражданский активист.
   - Для меня, родившейся в самом центре Ленинского района, в сердце Перми, набережная –это практически вся Пермь. Все детство у меня там прошло. Мы наблюдали за судами, отдыхали с родителями на теплоходах. 
Это было, действительно, красивейшее место в городе: лавочки, главная асфальтированная дорога, которая идет вдоль Камы непосредственно, а дальше вот эти тропинки между кустарниками были посыпаны битым кирпичом. Развлечения все были очень корректные: детский прокат, стоечки с мороженым, лимонадом; никакой оглушающей музыки, чистота, красота. Это был тихий городской отдых для пермяков всех возрастов.

   Мы ездили по другим городам и сравнивали набережные. И нам казалось тогда, что наша - самая лучшая. При этом – одна из самых протяженных. В 1967 году был построен пешеходный мост, он разгрузил пассажиропоток из города, разгрузил речной флот.
На набережной был обустроен архитектурный комплекс Речного вокзала, был построен комплекс для маломерных судов, 10 причалов было выстроено.

   В советское время развитие набережной, в первую очередь, было обусловлено тем, что постоянно развивался речной флот. Пермь называли «Порт пяти морей». На смену «дизелям» пришли теплоходы нового типа, суда на подводных крыльях, метеоры, ракеты. По Каме можно было доставить в любое место и дачников, и отдыхающих. Поток туристов был нескончаемый.

Игорь Луговой, архитектор, заместитель Председателя правления ПКОО «Союз архитекторов»:
  -Зарождение города Перми связано с Камой, с матерью российских рек. Пермь – один из главных городов на Урале. Вся оборонная мощь Перми, промышленного, индустриального города зарождалась на ее берегу. Градостроительное, культурное значение реки в истории города определяющее.
Мне кажется, что у пермяков уже притупилось ощущение значимости, гордости за реку. Они привыкли. Приезжие сразу понимают, что Кама – это символ, а мы уже нет.
Если мы посмотрим на другие замечательные города - Самара, Тюмень, Екатеринбург – там нет такой реки, но как подано то, что есть! С какой любовью оформляются набережные, «плотинка»; постоянно что-то делается на протяжении десятилетий, реконструируется, добавляется.

Ломать – не строить
   В Перми же после1991 года все стало разрушаться, хотя набережная, благодаря добросовестному отношению к ней в советское время, еще долгое время сохранялась в прежнем виде. Но постепенно умирал флот, Кама перестала использоваться активно как судоходная река, и внимания ей и ее берегам стали уделять все меньше и меньше.

Зинаида Токарева:
  -Для чего нужно было вообще уничтожать лестницу? Она была в технически нормальном состоянии, если бы ее и дальше поддерживали. 90-е годы они коснулись всей страны, но почему-то в других городах не бросили содержание важных архитектурных, историко-культурных объектов, то есть никакого перерыва в связи времен не было.

 А в Перми история с реконструкцией затянулась. Мэры города и главы администраций Перми, сменяя друг друга по посту, обещали сделать из набережной что-то невообразимое. Показывали картинки презентаций проектов иностранных архитекторов, обещали в кратчайшие сроки вернуть пермякам любимое место.

Игорь Луговой:
  -Это был период «набега голландцев», насаждения их фирм. Хотя это так больше для массовой публики заявляли. На самом деле, рабочую документацию, чертежи делали наши местные фирмы почти по всем объектам.
Что касается набережной, то на одном из последних заседаний Градостроительного совета, который работал при администрации, мы рассматривали коннекторы (выходы из города на набережную), которые предложили иностранцы. Так вот – эти проекты были разнесены в пух и прах, это был просто детский лепет.  И тогда Игорь Шубин в пылу сказал: «Ну, а вы-то что можете сделать пермские архитекторы? Даю вам месяц, чтобы сделать свои эскизы!» И через месяц было сделано около пятидесяти проектов, которые показали на выставке. Это был просто бум фантазии! Можно было выбирать и работать, но все это закончилось ничем.

   Сейчас Градостроительный совет работает при Пермской городской Думе. Игорь Луговой был одним из инициаторов создания этого органа, в котором бы могли сообща принимать важные решения, делать экспертизы  профессионалы, представители власти, гражданские активисты. Но пока к мнению архитекторов в Совете мало прислушиваются. Как обычно, чиновники, депутаты все свели к тому, чтобы с помощью еще одного механизма проводить свои решения.

Системный кризис
   Сегодня, спустя семь лет после начала реконструкции набережной,  Администрация Перми заявляет, в стране, мол, кризис, и теперь другие приоритеты распределения бюджетных средств: детские сад, школы на первом месте. Это и есть подмена понятий, манипуляция общественным сознанием  - считают профессионалы и активные жители.
Если есть социально-важный заказ, то он должен быть выполнен. Если определились с приоритетом, а набережная – это приоритет для города, то она должна быть сделана независимо ни от каких обстоятельств,- говорит Игорь Луговой. Тем более, в данном случае – был выбран проект, разработана документация, выделены средства и что в итоге? Ни денег, ни работы. И никто не несет за это ответственности, а новый глава администрации снова на фоне руин кормит жителей очередными обещаниями…
   Проблема в том, что в последние годы в Перми налицо управленческий кризис. Ни один значимый для города проект не доводится до конца. И набережная только один из пунктов этого резонансного списка, в котором: Галерея, зоопарк, вокзалы, аэропорт…
   Необходима градостроительная реформа, системный подход. А то сейчас получается - открыли фонтанчик, потратили 360 млн рублей на один объект, который не имеет архитектурного ансамбля, и все счастливы. А набережная заброшена, хотя ее открытие и возращения городу могло бы стать значимым событием и настоящим праздником для всех.

Комментарий Администрации Перми:
   Проект реконструкции набережной  реки Кама на участке от Речного вокзала до Художественной галереи был разработан  голландской компанией KCAP по заказу МАУ «Бюро городских проектов» в 2008-2009 годах.
    Работы были разделены на 2 очереди. Первая очередь предполагает реконструкцию на участке нижней набережной от 9 причала до насосной станции и на верхнем участке набережной – от насосной станции до Кафедрального собора. Вторая очередь – от насосной станции до порта Пермь.
   Контракт на первую очередь строительства был разыгран в 2012 году. Заказчиком работ по реконструкции выступило МКУ «Управление строительства города Перми». Победителем аукционов на 1 и 2 этап первой очереди стала компания ООО «Газмет-Интек».
   Стоимость муниципального контракта по ремонту первого участка набережной, заключенного компанией ООО "Газмет Интэк" с мэрией Перми, - 108,6 млн рублей. Также ООО "Газмет Интэк" выиграло в конкурсе на реконструкцию второго участка набережной - от насосной станции до Кафедрального собора. Цена этого контракта - 194,5 млн рублей.
   На сегодняшний день компанией выполнены работы по первому этапу строительства первой очереди от причала №9 до лестницы у Кафедрального собора. По второму этапу первой очереди строительства работы были выполнены на 30%, контракт расторгнут в судебном порядке.  На время судебных процедур работы по реконструкции были приостановлены.
    Сейчас подготовлена проектно-сметная документация на завершение второго этапа первой очереди (от лестницы Кафедрального собора до насосной станции) с учетом уже выполненных ООО «Газмет-Интек» работ, объявить аукцион на завершение этого участка планируется в мае 2015 года. На завершение данного участка в бюджете города заложено 165 млн рублей. Эта сумма может быть сокращена по итогам проведения конкурсных процедур.
    В течение 2015-2016 гг планируется завершить восстановление подпорных стен, реконструкцию спуска с Комсомольского проспекта, провести наружное освещение, устроить новые тротуары и дорожки.
    Контракт на реконструкцию второй очереди от насосной станции до порта Пермь не разыгрывался. В связи со сложившейся экономической ситуацией было принято решение сосредоточиться на строительстве наиболее важных инфраструктурных и социальных объектов, поэтому финансирования на реконструкцию 2 очереди набережной в бюджете Перми на 2015-2017 годы не предусмотрено.

 

 

№3 (118) от 8 апреля